Отличается ли работа сердца пловцов мирового класса от работы сердца элитных бегунов?
В новом исследовании выясняется, что, возможно, так и есть, и различия, пусть и незначительные, могут быть весьма красноречивыми и иметь важные последствия, даже для тех из нас, кто плавает и бегает в гораздо более щадящем режиме.
Кардиологи и ученые, занимающиеся изысканиями в области тренировок, уже знают, что регулярные занятия спортом меняют очертания и работу сердца человека. Левый желудочек, в частности, меняется под воздействием тренировок. Этот отдел сердца получает обогащенную кислородом кровь из легких и качает ее по всему организму при помощи довольно активного, постепенного скручивания, при котором желудочек действует, как губка в процессе выжимания, возвращаясь потом в свою обычную форму.
Тренировки, особенно аэробные, требуют, чтобы работающие мышцы насыщались значительным количеством кислорода, что связано с большими нагрузками левого желудочка. Соответственно, эта часть сердца у спортсменов обычно увеличивается и становится сильнее, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни, и функционирует более эффективно, поставляя кровь немного раньше и в более полном объеме при каждом ударе сердца, что происходит немного быстрее, позволяя сердцу качать больший объем крови в ускоренном темпе.
В то время как почти любые физические нагрузки могут привести к ремоделированию левого желудочка с течением времени, разные типы нагрузки часто оказывают не совсем одинаковое воздействие. В исследовании 2015 года было установлено, что у спортсменов-гребцов, чей вид спорта требует силы и выносливости, мышечная масса левых желудочков сердца больше, чем у бегунов, что способствует силе их сердец, но потенциально снижает их скорость во время скручивания, качающего кровь в мышцы.
В проводившихся в последнее время исследованиях сравнивалось воздействие разнообразной физической нагрузки, при этом, правда, основной акцент делался на бег. Мало кто рассматривал воздействие плавания, несмотря на то, что это не просто популярный, а уникальный вид физической нагрузки. Пловцы, в отличие от бегунов, лежат лицом вниз, их держит вода, они задерживают дыхание, и все это может оказывать воздействие на потребности сердца, его реакции и восстановление.
Исследователи сосредоточились на спортсменах мирового уровня, потому что они постоянно занимались бегом или плаваньем в течение многих лет, что, предположительно, должно было усилить любые характерные последствия их тренировок.
В результате они выбрали 16 бегунов из национальной сборной и еще 16 пловцов того же уровня, мужчин и женщин, одни из них специализировались на коротких дистанциях, а другие — на длинных.
Они попросили спортсменов посетить физкультурную лабораторию после 12-часового перерыва, а там — просто спокойно лежать. Они проверили частоту сердечных сокращений и кровяное давление и, наконец, исследовали сердца спортсменов с помощью эхокардиограмм, которые показывают как структуру, так и функционирование этого органа.
Оказалось, — и никого это не удивило, — что спортсмены, как бегуны, так и пловцы, могли похвастаться завидным состоянием сердца. Частота их сердечных сокращений колебалась в районе 50 ударов в минуту, при этом частота сокращений у бегунов была незначительно ниже, чем у пловцов. У всех спортсменов частота сердечных сокращений была намного ниже, чем в среднем у людей, ведущих сидячий образ жизни, что служило показателем крепкого здоровья их сердец.
У спортсменов также были относительно крупные и работоспособные левые желудочки, как показали эхокардиограммы.
Однако были и интересные, пусть и небольшие различия между пловцами и бегунами, как выяснили исследователи. В то время, как левые желудочки всех спортсменов заполнялись кровью раньше по сравнению со среднестатистическими показателями, и раскручивались быстрее во время каждого удара сердца, данные положительные изменения были при этом более выраженными у бегунов. Их желудочки наполнялись раньше и раскручивались сильнее, чем сердца пловцов.
Теоретически из этих различий должно следовать, что у бегунов кровь быстрее проделывает путь от сердца и обратно, чем у пловцов.
Однако эти различия нисколько не свидетельствуют о том, что сердца бегунов работают лучше, чем сердца пловцов, рассказывает Джейми Берр (Jamie Burr), профессор Гуэлфского университета и директор лаборатории возможностей человека, который провел новое исследование вместе с соавтором Кэтрин Карри (Katharine Currie) и другими учеными.
Исходя от того, что пловцы тренируются, находясь в горизонтальном положении, рассказывает он, их сердцу не приходится бороться с силой тяжести, чтобы кровь попала обратно в сердце, в отличие от бегунов, находящихся в вертикальном положении. Положение тела выполняет часть работы за пловцов, и их сердца изменяются лишь в той мере, в которой этого требует их вид спорта.
Эти выводы подчеркивают, насколько чувствительны наши тела к разным видам физической нагрузки, говорит доктор Берр.
Эти данные также могут послужить стимулом для пловцов пробежать иногда несколько километров, говорит он, чтобы ускорить ремоделирование сердца.
Разумеется, во время проведения исследования показания работы сердца спортсменов снимались в состоянии покоя, говорит он, и неясно, окажутся ли релевантными любые различия в их левых желудочках во время состязаний.
Исследование осуществлялось методом «поперечного среза, то есть в нем ученые анализировали состояние спортсменов лишь однажды. Возможно, они родились с необычной структурой сердца, что каким-то образом позволило им преуспеть в их видах спорта, вместо того чтобы спорт служил причиной этих изменений.
Однако доктор Берр в этом сомневается. Физические нагрузки почти безусловно меняют состояние нашего сердца, говорит он и надеется, что будущие эксперименты смогут рассказать нам больше о том, как каждый из видов физической активности воздействует на нас, и какой из них будет оптимально подходить разным людям.
Но даже сейчас, говорит он, «важные данные состоят в том, что сердца всех спортсменов продемонстрировали лучшие результаты, чем сердца обычных людей, что служит доказательством утверждения о пользе физической нагрузки для сердца».