Лондон — Британец, чья спутница отравилась нервно-паралитическим веществом, предположительно выброшенным российскими разведчиками в Англии, в эти выходные отправился в российское посольстве в Лондоне с вопросом: «зачем ваша страна убила мою подругу?»
Эта невероятная встреча порой больше походила на дружескую экскурсию по посольству в Южном Кенсингтоне, богатом районе на западе Лондона, чем на расспросы представителя правительства, которое, вероятно, несет ответственность за смерть Дон Стерджесс (Dawn Sturgess) в июле — и потому вопросов от нее лишь прибавилось.
Субботнюю встречу между Чарли Роули (Charlie Rowley) и послом России в Великобритании Александром Яковенко помог организовать британский таблоид «Сандей Миррор» (The Sunday Mirror).
За девять месяцев до встречи Роули с российским посланником он и Стерджесс были отравлены нервнопаралитическим веществом, которое, по словам властей, в марте 2018 год использовалось для нападения на бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля. Пострадали также дочь Скрипаля Юлия и сотрудник полиции.
Покушение повлекло за собой скандал на высшем уровне между Великобританией и Россией и обоюдные высылки дипломатов. У Роули в результате отравления пострадало зрение. Кроме того, он перенес инсульт и менингит.
Однако в воскресенье «Би-би-си» (BBC) показало кадры, как Роули жмет руку улыбающемуся послу. На встрече присутствовал и его брат Мэтью в инвалидной коляске. А посол показывал гостям особняк.
«Я пошел, чтобы спросить: „Зачем ваша страна убила мою подружку?", — заявил Роули в интервью „Сандей Миррор". — Но вместо ответа я получил лишь русскую пропаганду».
Яковенко причастность России к отравлению отмел. А своих гостей попросил передать родителям Стерджесс «наилучшие пожелания».
«Я знаю, как тяжело им пришлось», — сказал он на видеозаписи, опубликованной «Сандей Миррор» и с недвусмысленным призывом к сотрудничеству добавил: «Но мы обязательно должны держаться вместе».
Ни «Сандей Миррор», ни российское посольство на просьбу дать комментарий не откликнулись. Связаться с Роули также не удалось.
Россия какую-либо роль в отравлении Скрипаля и его дочери нервнопаралитическим ядом военного назначения «новичок» отрицает. Но британские власти утверждают, что в покушении в Солсбери замешаны, по крайней мере, двое российских разведчиков — Анатолий Чепига и Александр Мишкин. На кадрах видеонаблюдения видно, как они въезжают в страну и едут в Солсбери.
В интервью российскому государственному телеканалу RT оба выдали себя за спортсменов-диетологов, сообщив, что посетили Солсбери ради его замечательного собора.
Британские власти же полагают, что русские небрежно выбросили флакон с оставшимся ядом. Его впоследствии обнаружил Роули, роясь в мусорном контейнере.
44-летняя Стерджесс отравилась в городе Эймсбери на юге Англии, когда 45-летний Роули отдал ей стеклянный флакон, который обнаружил в коробке на дне контейнера. Он решил, что маслянистое вещество — это духи. Стерджесс побрызгала им на запястье и потерла руки, пояснил он властям.
Через неделю она скончалась, а он впал в кому.
Лишь придя в сознание в больнице, он узнал, что это вещество — «новичок», сообщил он британскому телеканалу «Ай-ти-ви» (ITV) в июле.
Воздействию яда Роули и Стирджесс подверглись случайно, заключили власти.
В марте сын Стерджесс Юэн Хоуп (Ewan Hope) попросил президента России Владимира Путина позволить британским следователям допросить подозреваемых, добавив: «Я обращаюсь к вам по-человечески».
«Позвольте нашим следователям допросить этих людей об убийстве моей матери», — призвал он Путина в годовщину покушения на Скрипаля, согласно выдержкам из письма, опубликованного в газете «Миррор».
Россия не только отрицает свою причастность к отравлениям, но и всячески высмеивает произошедшее. В декабре телеканал RT разослал праздничные шоколадки в форме Солсберийского собора.
Однако в субботу российский посол вручил Роули 51-страничное досье под названием «Солсбери: безответные вопросы», в котором Британия обвиняется в «неточностях и несостыковках», а также «непредоставлении информации», пишет «Сандей Миррор».
Яковенко позже назвал встречу событием «весьма дружеским». О Роули он добавил: «Это был обычный разговор друзей. Он просто хотел узнать правду».
Посол также заметил Роули, что допросить двух подозреваемых британская полиция никогда не просила. Его аргументы, однако, Роули не убедили.
«Я все еще считаю, что ответственность лежит на России, — заявил он „Миррор". — Он мне заявил, что количество „новичка" в России сильно ограничено. Мол, вещество больше не производится и используется лишь как противоядие».
«Он сказал, что Чехия и США — единственные страны, где новичок еще выпускается», — добавил он.
«Я ответил: „Ну подружка-то моя умерла. А я все еще здесь только потому, что успел все смыть", — заявил Роули. — Что ответить, он не нашелся».