Российский фондовый рынок в настоящее время является вторым по эффективности крупным развивающимся рынком после Китая и по состоянию на сегодняшний день демонстрирует показатели даже выше данных индекса Dow Jones с начала года. Но на самом деле это не особенно привлекает инвесторов.
«У России — „пониженный вес", — говорит Эндрю Миллер (Andrew Miller), главный инвестиционный директор лондонской компании „Мондриан Инвестмент Партнерс" (Mondrian Investment Partners). — Мы являемся менеджерами, ориентированными на стоимость, и Россия выглядит „дешево", на то есть причина. У нас есть только несколько энергетических компаний, которые зарабатывают доллары, и там мы останемся».
Биржевой фонд VanEck Russia (RSX) завершил прошлую неделю ростом на 14,4% в годовом исчислении, опередив индекс развивающихся рынков MSCI и уступив лишь индексу, отражающему динамику акций китайских компаний MSCI China, который вырос на 23,6%. Промышленный индекс Доу-Джонса в этом году вырос на 13,2%.
Ранее в этом году российский алюминиевый гигант «Русал» добился снятия санкций, благодаря чему стоимость акции компании на Гонконгской бирже выросла более чем на 50%. Контрольный пакет акций «Русала» принадлежал находящемуся под санкциями российскому миллиардеру Олегу Дерипаске. Дерипаска по-прежнему находится под санкциями, хотя введенные против него ограничения, похоже, почти никак не связаны с расследованием «сговора с Россией», проводившегося специальным прокурором Робертом Мюллером. Из-за санкций металлургическому магнату по-прежнему запрещены въезд в США и продажи личных активов в долларах, но его компания теперь может беспрепятственно вести бизнес с западными компаниями, не опасаясь возмездия со стороны Министерства финансов США.
Стоит отметить, что после того, как в пятницу 22 марта Мюллер представил свой доклад, особого колебания основного индекса российского фондового рынка не произошло, что свидетельствует о том, что на Уолл-Стрит уже махнули рукой на эту историю и в любом случае не ожидали введения новых санкций. На момент до закрытия 12 апреля акции Московской биржи (MOEX) выросли по сравнению с понедельником 25 марта на 2,5%.
При этом индекс Московской фондовой биржи в этом году находится в исключительной форме. На прошлой неделе он повышался три раза, достигнув в пятницу рекордного максимума в 2559,72 пункта. Фондовый индекс биржи РТС, рассчитываемый в долларах, достиг 13-месячного максимума в 1253 пункта.
Этому способствовали рост цен на нефть и снижение геополитических рисков.
Россия вновь вернулась к своему статусу «злодея» времен холодной войны еще в 2014 году после аннексии Крыма, который тогда принадлежал Украине. США присоединение Крыма к России не признали. В 2014 году были введены санкции, и с тех пор они принимают все более жесткие формы.
Дела российских инвесторов идут успешно, поскольку ситуация на развивающихся рынках в целом благоприятна с того момента, как Джером Пауэлл во время публичного мероприятия в Атланте получил взбучку от бывших председателей совета управляющих Федеральной резервной системы Бена Бернанке (Ben Bernanke) и Джанет Йеллен (Janet Yellen). С тех пор ФРС Пауэлла осталась «без когтей» и уже не столь могущественна. Повышение ставок приостановлено. Три месяца назад рынок ожидал три повышения ставок в этом году и еще два — в следующем.
С начала года вырос 71 из 94 основных мировых индексов. Больше всего выросли азиатские индексы во главе с Китаем. Выросли даже европейские индексы — несмотря на политический хаос в Великобритании, связанный с Брекситом, и движение «желтых жилетов», из-за которого приходится приостановить экономические реформы во Франции.
Для России то, что сенат США больше не угрожает ужесточением санкций, является фактором, способствующим развитию. Попутные ветры для России не так уж сильны, но этот настолько силен, насколько это возможно, и индексы Мосбиржи и РТС демонстрируют рекордный рост и почти рекордные показатели.
Хотя то, что специальный прокурор завершил расследование возможной поддержки правительством России кампании Трампа в 2016 году, является положительным моментом, российским инвесторам все же не следует забывать еще об одном — о Венесуэле. Вашингтон уже включил поддержку Владимиром Путиным президента Сирии Башара Асада в свой закон о санкциях в августе 2016 года, неохотно подписанный в то время президентом Трампом. Существует вероятность того, что крупные российские компании, помогающие венесуэльскому лидеру Николасу Мадуро, могут попасть под санкции за свою деятельность в этой стране.
В прошлом месяце были введены санкции в отношении российского банка «Еврофинанс» за то, что он помог Мадуро запустить криптовалюту Petro, создание которой назвали шагом для обхода санкций США. «Еврофинанс» является совместным предприятием государственного инвестиционного банка Венесуэлы, известного под аббревиатурой Fonden, с 25% акций российского банка ВТБ и 25% акций российской газовой компании «Газпром».
Российская нефтяная компания «Роснефть» является крупным акционером Citgo, американской дочерней компании венесуэльской нефтяной компании PdVSA. Если США будут постоянно сталкиваться с невозможностью заставить Мадуро уйти в отставку, вполне вероятно, что в отношении «Роснефти» будут введены дополнительные санкции. Настоящим лидером Венесуэлы Вашингтон считает председателя Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо. О своей поддержке Гуайдо также заявили около 50 других стран. Это попросту означает, что проблемы с санкциями у России еще не закончились.
«Сейчас у нас наблюдается небольшая усталость от санкций, — сказал сенатор-республиканец Марко Рубио (Marco Rubio) от штата Флорида, автор одного из законопроектов, направленного на принятие мер в отношении России, с которым сейчас знакомятся в сенате. — Надеюсь, нас поддержат больше людей».
«Санкции зачастую могут быть палкой о двух концах, — сказал восьмого апреля в интервью агентству „Блумберг" (Bloomberg) сенатор-республиканец от штата Висконсин Рон Джонсон (Ron Johnson), председатель Комитета национальной безопасности. — Поэтому нам действительно следует немного отступить и оценить, где мы находимся и что мы действительно можем сделать».
Хорошие новости, господин Путин.
Некоторые американские инвесторы тоже не в восторге от России. Похоже, никто из них не собирается гоняться за историческими достижениями России в этом году.
«У нас в России ничего нет, — говорит Тереза Баргер (Teresa Barger), генеральный директор и менеджер фонда Cartica Management. — Наша стратегия заключается в среднесрочных инвестициях. С тактической точки зрения мы бы больше всего инвестировали в ту страну, которая только что пережила потрясение, потому что в будущем она будет демонстрировать опережающую динамику, как мы видим на примере с Россией, а затем все выравняется. Но нас слишком беспокоят санкционные риски. Что касается других секторов, мы боимся вмешательства государства. Мы раньше присутствовали в потребительском сегменте в России и никогда не сталкивались с вмешательством правительства… но с Россией все возможно».