Gość Niedzielny (Польша): религия, политика, конфликты. Происходящее на Украине будет иметь последствия для Польши и региона

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Издание размышляет о религиозной ситуации на Украине в исторической перспективе и контексте выборов. Как отразится результат выборов на религиозной жизни страны? С Порошенко избиратели связывают сохранение прежнего курса религиозной политики. А какой ее хотел бы видеть Зеленский, сказать сложно, но есть вероятность, что он встанет на сторону Московского патриархата. Украина по-прежнему остается полем битвы и на религиозном фронте.

В течение последних пяти лет в Восточно-Центральной Европе произошло много геополитических изменений. Аннексия украинского Крыма и война в Донбассе стали следствием попыток России восстановить свою империю. Вторым важным в историческом плане событием было обретение независимости Украинской православной церковью, которой Константинополь предоставил томос об автокефалии. Между тем на фоне современной политической ситуации, то есть президентских выборов и существующих угроз для украинского суверенитета, к какому будущему движется Украина, сказать сложно.

Разрушительный атеизм и возрождение религии

Описывая религиозную ситуацию на Украине, будет неверно утверждать, что это православное государство. Согласно данным социологических исследований за 2017 год, более двух третей украинцев относят себя к православным, а 8% — к грекокатоликами. Католиков латинского обряда украинские социологи относят (как мусульман и иудеев) к религиозным меньшинствам. Православные образуют религиозное большинство во всех регионах страны, кроме западного, где их доля составляет 58%, а грекокатоликов 38%.

Западные регионы при этом отличаются большей религиозностью. Конечно, это следствие влияния агрессивной политики руководства СССР, которое вело жесткую борьбу с украинцами на востоке и юге. Голодомор и репрессии уничтожили 70% сельских жителей — наиболее активной в религиозном плане общественной группы.

В 1946 году советские власти провели так называемый Львовский собор, по итогам которого Украинская грекокатолическая церковь была распущена. Фактически в Советском Союзе легально функционировала только Православная церковь под управлением Московского патриархата.

Возрождение украинской Церкви началось после 1990 года. Процесс этот не был мирным: грекокатолики, католики и православные вступили в борьбу за церковное имущество, которое начали возвращать государственные власти. В селах происходили стычки на фоне того, что люди не хотели лишаться места для молитвы. Одновременно 1990-е стали временем, когда во всех без исключениях областях Украины начали строиться новые храмы. Также восстанавливались синагоги и места памяти. Путь к автокефалии Украинской православной церкви в получившей независимость Украине был открыт.

Станут ли президентские выборы толчком к поляризации общества?

В период войны на Балканах в 1992-1995 годах наблюдался интересный культурный феномен: на охваченных конфликтом территориях в несколько раз увеличилось количество верующих. Отождествление себя с определенной религиозной группой также позволяло представителям воюющих сторон заявить о своей национальности. К Украине этот пример, однако, не совсем подходит: только православные Московского патриархата считают своей обязанностью «защищать ценности Русского мира». В свою очередь, украинские мигранты в Польше, и это интересное с точки зрения культурной антропологии явление, уделяют большее внимание не религиозной, а языковой принадлежности, хотя нельзя сказать, что родной язык для них важнее конфессии. После начала конфликта на востоке Украины количество верующих во всей стране менялось следующим образом: в 2014 году их было 76%, в 2016 — 70,4%, а в 2017 — 67,1%.

Церковь всегда играла в жизни украинского народа ключевую роль, она в немалой степени помогла ему выжить в тяжелые времена. В свою очередь, для российских властей (царских, советских, путинских) Украинская церковь оставалась важной целью: если они не могли ее уничтожить, то пытались подчинить себе.

Что означает независимость Православной Церкви для Украины?

В 2017-2018 годах государственное руководство Украины начало предпринимать шаги (в том числе тайные), нацеленные на обретение УПЦ автокефалии. В историческом плане этот процесс продолжался с конца XVII века, когда Православная церковь украинских земель попала под московские влияния. В целом при российском господстве у украинских православных независимой Церкви не было. В советские времена Церковь подчинялась КГБ и государственным органам. Среди представителей старшего поколения до сих пор до сих пор ходят истории о священниках, работавших на органы безопасности. Зачастую именно так и было.

Развязав войну с Украиной, Россия учитывала тот факт, что Украинская православная церковь сотрудничает с Московским патриархатом, представители которого выступают орудием неприкрытой антигосударственной пропаганды и взаимодействуют с сепаратистами из ЛНР и ДНР. Православная церковь стала для Владимира Путина важным инструментом влияния, использующимся в геополитических целях. Примером может служить организация встречи патриарха Кирилла с папой римским Франциском. Поездка за государственный счет и полет на президентском самолете красноречиво свидетельствуют о том, как активно Кремль принимает участие в церковных делах.

Появление томоса об автокефалии означает полное идеологическое переформатирование православного пространства украинского государства на всей его территории, включая сепаратистские республики и Крым. После первого тура президентских выборов РПЦ обратилась к Константинопольскому патриархату с просьбой отменить решение о предоставление автокефалии Украинской церкви. Это указывает на то, что Москве выгодно сохранение межконфессиональных конфликтов на Украине.

Юг и Восток проявляют недоверие

В последние годы отношение украинцев практически ко всем религиозным группам ухудшилось. Граждане положительно относятся только к Православной церкви. Что любопытно, католики испытывают более теплые чувства к православным, чем православные к католикам. Например, на Западе Украины положительно о православных высказываются 87,1% респондентов, а на Востоке о католиках — всего 17%. Также негативные оценки преобладают в отношении к религиозным меньшинствам: иудеям, мусульманам, протестантам. Лидирует в негативном отношении ко всем религиозным течениям юг Украины.

Киев или Москва? Церковь, вовлеченная в политику, или шанс на независимость?

Созванный 15 декабря 2018 года в Киеве Объединительный собор избрал главой независимой от России автокефальной ПЦУ 39-летнего митрополита Епифания. До сих пор единственной Православной церковью на Украине, считавшейся канонической, была УПЦ Московского патриархата, которая подчиняется России. Вместе с РПЦ она выступала против автокефалии, поскольку россияне считают Украину своей канонической территорией.

В 1992 году РПЦ наложила анафему на предстоятеля УПЦ Киевского патриархата: она называет мятежниками всех украинских православных, которые не хотят ей подчиняться. Однако 11 октября 2018 года Константинополь признал анафему незаконной, фактически отменив решение Москвы. В свою очередь, глава РПЦ призвал 31 декабря 2018 года Константинопольского патриарха отказаться от действий, нацеленных на признание канонической новой Украинской церкви.

У Православной церкви Московского патриархата в 2018 году было более 11,9 тысяч официально зарегистрированных приходов. У двух других Церквей, не считающихся каноническими (УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь), которые вступили в ПЦУ, — 5,5 тысяч. Еще до официального подписания томоса к новой Православной церкви Украины начали присоединяться отдельные приходы УПЦ Московского патриархата. Президент Порошенко подписал указ о названии новой церковной организации, а 6 января 2019 года украинцы получили документ об автокефалии.

Немецкая и американская пресса очень осторожно комментировала это событие. С одной стороны, она признавала, что оно имеет большое значение в контексте будущего Украины, но с другой — отмечала, что президент Порошенко стремится к переизбранию. При этом освободиться от влияния России в религиозной плоскости будет не так просто, как кажется.

Православные поляки поддержали Москву

Автокефалию ПЦУ не признала Польская автокефальная православная церковь. Митрополит Савва занял по этому вопросу ту же позицию, что патриарх Кирилл. Его решение не имело никакого значения для верующих на Украине, однако, затронуло украинских православных, которые находятся в нашей стране. Получилось, что де-юре не слишком многочисленная Польская православная церковь (около 150 тысяч верующих) закрыла двери перед миллионом украинских мигрантов. Это не только противоречит принципам экуменизма, но и осложняет процесс интеграции этих людей в польское общество.

Две Церкви в одной деревне

Многие скептики ожидали, что после провозглашения автокефалии вновь начнутся религиозные войны, как в начале 1990-х годов, когда православные боролись с грекокатоликами за церковное имущество. Сейчас ситуация, однако, выглядит иначе. Прежде всего появилось такое необычное явление, как сосуществование двух Церквей буквально в одной деревне: православной и грекокатолической на западе страны, православной Киевского и Московского патриархата в центре и на востоке. В начале 2017 года на Украине было 34 385 религиозных общин (из них 1 063 вели деятельность без регистрации, а 854 фигурировали только на бумаге). В Крыму доминирующую позицию занимает УПЦ Московского патриархата, и этот факт позволяет России убеждать мир, что ее действия на полуострове были совершенно оправданными.

Накануне второго тура президентских выборов

Исследовательница из Люблинского университета Марта Драбчук (Marta Drabchuk) обращает внимание, что важные события религиозной жизни на Украине произошли в предвыборный период. Обретение ПЦУ независимости — это действительно большая заслуга Порошенко, ведь его предшественники добивались автокефалии, но в этом не преуспели. Независимость Церкви позволит Киеву во многих аспектах освободиться от Кремля, кроме того, эксперты считают, что укрепление ПЦУ будет способствовать росту значения духовно-культурных ценностей. В свою очередь, религиозные конфликты были удобны сепаратистским движениям и могли стать почвой для дальнейших попыток федерализации страны.

Глава ПЦУ и Украинской грекокатолической церкви перед вторым туром выборов поддержали действующего главу государств: в ходе Киевского форума по безопасности они в один голос превозносили его достижения в религиозной сфере. Между тем одновременно Порошенко занимался укреплением позиции украинского языка в ущерб языкам меньшинств, что спровоцировало споры в обществе, а также конфликты с соседними странами — Венгрией и Румынией.

В избирательной программе действующего главы государства практически не говорится о религиозной политике, но можно предположить, что он будет продолжать прежний курс, стараясь укрепить позицию обретшей самостоятельность ПЦУ, а также поддерживая Грекокатолическую церковь и религиозные меньшинства, в первую очередь мусульман и иудеев. Также можно ожидать дальнейших действий, направленных на поддержку института военных капелланов, приобретшего особое значение на фоне кровавых боев в Донбассе.

Все ли может высмеивать юморист?

Владимир Зеленский, в свою очередь, воздерживается от поддержки ПЦУ, существует даже вероятность, что он встанет на сторону Московского патриархата, который хочет добиться отмены томоса. Зеленский родился в еврейской семье, и, как говорит поддерживающий артиста олигарх Игорь Коломойский, его можно считать стопроцентным евреем. Исповедует ли Зеленский иудаизм, остается вопросом, многие источники утверждают, что он атеист. Между тем свою дочь он крестил в Православной церкви. Церковные правила не допускают к участию в таинствах нехристиан, поэтому сначала принять крещение пришлось супруге Зеленского. Второго ребенка артист крестил в Ильинской церкви в Киеве, которая находится в ведении УПЦ Московского патриархата. Зеленский никогда не делает предметом своих шуток раввинов или Холокост, но при этом высмеивает православных священников и шутит на тему томоса или Голодомора.

За Порошенко будут голосовать избиратели, которые хотят сохранения прежнего курса религиозной политики, объединения православных и веротерпимости. Разные опросы показывают, что важными такие пункты программы считают две трети украинцев.

Какой хотел бы видеть религиозную жизнь в стране Зеленский, сказать сложно. Его сатирические выступления в разных развлекательных программах вызывают неоднозначную реакцию, а стремление дистанцироваться от духовной жизни выглядит одной из свойственных ему черт.

Перспективы и рекомендации

С точки зрения польского бизнеса предпочтительной выглядит победа Порошенко, однако, скорее всего, президентом станет юморист Зеленский, который в перспективе может поставить во главе правительства Юрия Бойко (он занимал министерский пост при Януковиче). Это для нас самый неблагоприятный сценарий. Если взглянуть на ситуацию с другой перспективы, можно, однако, увидеть шансы на корректировку внутриполитического курса, в том числе на ослабление националистических течений в Украинской церкви, что может благоприятно отразиться на отношениях между Варшавой и Киевом. Дело даже не в том, что, как говорил председатель партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński), «с Бандерой Украине не войти в ЕС», а в том, что в украинской общественной жизни должен зазвучать польский голос. (При этом не может не вызывать тревогу тот факт, что некоторые представители Грекокатолической церкви и митрополит Епифаний занимаются прославлением Бандеры).

Зеленский, став президентом, не будет вмешиваться в религиозную жизнь государства. Все вопрос, связанные с религией, останутся в ведении соответствующих министерств и комитета Верховной рады. Одновременно можно будет ожидать новой вспышки религиозных конфликтов, в особенности между сторонниками ПЦУ и РПЦ.

В целом ситуация выглядит благоприятной для Римско-Католической церкви. Появится перспектива укрепления позиции католиков в центре и на западе Украины, возвращения церковного имущества, создания новых приходов, активизации деятельности католических миссионеров. В последнее время все стали забывать о том, какую огромную поддержку в 2014-2015 годах оказала Украине Польская Католическая церковь: о гуманитарной помощи и деньгах, инициативах Польского Красного Креста и организации «Каритас», о лечении в Польше украинцев, пострадавших во время войны.

Следует ли дипломатам повысить активность на Украине?

Польским дипломатическим и консульским учреждениям придется реагировать на изменения в культурной и религиозной ситуации, которые могут произойти после президентских выборов на Украине. Посольство Польши в Киеве могло бы привлечь к сотрудничеству в сфере культуры и религии людей, бывших участниками разнообразных образовательных программ в Польше, поддержать их деятельность, завязать контакты с теми, кто сейчас находится в нашей стране.

Необходимо также активизировать деятельность посольства в области поддержки инициатив культурно-религиозного плана и католических кругов на Украине. Католическая церковь могла бы использовать наметившийся сейчас кризис религиозных ценностей и заполнить образовавшийся вакуум. Следует постоянно напоминать о религиозной ситуации и позиции Католической церкви в годы Второй мировой войны, не забывая при этом о формуле «прощаем и просим прощения».

Кроме того, польскому правительству и соответствующим структурам нужно выработать стратегию взаимодействия с религиозными общинами украинских мигрантов. Важную роль в этом процессе могла бы сыграть Католическая церковь. Интеграция христиан с Востока Европы в польское общество может в недалеком будущем стать актуальной задачей. Известно, что работающему иммигранту необходимо удовлетворять свои культурные потребности, значит, мы должны ему в этом помочь.

 

Обсудить
Рекомендуем