Atlantico (Франция): выборы 2019 — последний шанс для ЕС?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На фоне неумолимого приближения европейских выборов политические партии всех мастей начинают представлять свое видение будущего европейской интеграции. По мнению политолога Жозефин Старон, «другая Европа» может появиться на свет только в том случае, если ее будет продвигать государство или, еще лучше, коалиция государств или панъевропейских политических образований.

В своем письме к европейцам президент Франции задал тон избирательной кампании: «Это момент европейского возрождения». Этими словами Эммануэль Макрон отразил главный вопрос выборов: как сдвинуться с мертвой точки, в которой находится процесс европейского строительства на протяжение вот уже почти 20 лет.

В свете Брексита и последствий миграционного кризиса для европейской солидарности, а также прихода к власти открыто евроскептических и националистических партий, будущие выборы представляются последним шансом для европейского проекта, моментом истины.

ЕС — неопознанный политический объект

В процессе европейского строительства долгое время превалировал статус-кво, что объяснялось в первую очередь прагматическими и реалистическими причинами. ЕС представляет собой неопознанный политический объект: каждый гражданин, политическое объединение и страна имеют собственные взгляды на его цели и ведомственную форму.

С точки зрения институтов, ЕС представляет собой беспорядочный набросок, который, несмотря на свой юный возраст, прошел через множество моделей, так и не став воплощением ни одной из них. Он развивается и пытается найти свое место среди «-измов», к которым его стремятся приравнять (федерализм, супранационализм, космополитизм, универсализм, функционализм и т.д.). Его называют мозаикой, слепленной из разных кусков, но он создал условия для политических, экономических и юридических свершений, казавшихся в прошлом невозможными.

Европейское строительство стало сюрпризом. Оно вызвало удивление философов, историков, экономистов, юристов и т.д. Что бы ни говорили вот уже почти 50 лет, метод «маленьких шагов» доказал свою эффективность. И, несмотря на ослабление этой динамики, многим до сих пор хочется верить в действенность методов первопроходцев Европы.

Тем не менее сегодня, когда Европейский союз переживает кризис в сфере идей, проектов и конкретных свершений, условия и подтверждения нужности интеграции требуют переосмысления и четкого представления в новом европейском проекте. Без этого мы можем в скором времени столкнуться с размыванием ЕС.

Соотношение сил в Европейском парламенте, который будет сформирован после майских выборов, определит тон и направление работы будущего европейского руководства. Вполне вероятно, что самым евроскептическим и популистским партиям удастся получить значительное число кресел. Их, конечно, наверняка не хватит для того, чтобы претендовать на руководящие должности в Еврокомиссии, но кто знает? В любом случае изменение политики Европейского парламента и, в целом, национальных государств потребует преобразований в курсе европейского строительства.

Главный вопрос в том, в какую сторону склонится чаша весов.

Кризис Евросоюза

ЕС страдает от дефицита легитимности и доверия в первую очередь потому, что не предоставляет достаточной защиты. Хотя европейский эшелон власти представляется как больший защитник по сравнению с национальным уровнем, у народов складывается впечатление, что Евросоюз заставляет их опустить щиты перед лицом угрожающего и агрессивного мира.

Такого мнения придерживаются все политические образования. Поэтому избирательная кампания хотя бы позволит вновь привлечь внимание к необходимости европейского протекционизма, что весьма далеко от разговоров об универсализме и постнациональной демократии, которые долгое время играли решающую роль в Европе.

Почему европейское строительство постепенно отошло от своей первой роли, то есть от защиты стратегических и жизненно важных интересов Европы и европейцев? Просто потому, что эта защита требует определения и достижения консенсуса о том, что же представляет собой общий европейский интерес. Хотя поиск консенсуса отражает ведомственную идентичность ЕС, тот столкнулся с препятствием в лице растущего разнообразия частных интересов государств и не смог (или не захотел) изменить свои управленческие методы. Сегодня именно эти методы являются главной причиной кризиса европейского проекта и его хронической неуправляемости.

Европейские граждане бьют тревогу на протяжении вот уже почти 20 лет: во Франции и Нидерландах в 2005 году, в Ирландии в 2008 году, в Великобритании в 2016 году. Тем не менее звучавшие каждый раз протесты так и не были услышаны. Прозвучат ли майские выборы как еще один выговор в ушах нашего руководства? Будем надеяться.

Защита европейцев — поиск нового равновесия

Европу, разумеется, нужно защищать. Но как, от чего и от кого? Когда поднимается вопрос защиты Европы, обсуждение крутится вокруг европейской обороны и общей внешней политики, хотя защита не сводится к одним лишь внешним угрозам. Перед тем, как защищаться от того, что «снаружи», стоило бы подумать о том, что «внутри»: экономическая и социальная модель Европейского союза больше не вызывает консенсуса. Она представляет собой результат компромисса 28 разных моделей и, как отмечается в статье 3 европейского договора, опирается на «высоко конкурентную и социальную рыночную экономику».

Такая гибридная модель породила целый ряд точек дисбаланса, которые в конечном итоге подорвали солидарность между государствами и гражданами. В их числе стоит в первую очередь отметить налоговый и социальный демпинг некоторых европейских государств, которые отказываются от честного сотрудничества в пользу свободной конкуренции. Кроме того, некоторым странам были предоставлены поблажки, в частности Великобритании, Ирландии, Дании и Польше. Получается, что в Европе нет единых для всех правил, и это создает дисбаланс и чувство несправедливости. Что еще хуже, все это подорвало представления об общеевропейских интересах, которые являются необходимым условием для любого политического проекта.

Таким образом, обновление европейского проекта должно опираться на определение дисбаланса и его причин, переосмысление европейской экономической и социальной модели — это необходимо для того, чтобы граждане вновь увидели европейский путь.

Как выйти из тупика?

Существует лишь три возможных выхода из кризиса легитимности Европейского союза: рывок в сторону федерализма, всеобщий выход или же новый масштабный политический проект с опорой на социальную рыночную экономику, которая работает на пользу населения и защищает интересы каждого от угроз нашего времени (массовая иммиграция, потепление климата, торговая война, энергоснабжение, терроризм, новый экономический кризис и т.д.).

По всей видимости, большинство европейцев (они евроскептики, но не еврофобы) выступают именно за третий путь: им нужно не «больше Европы» или «меньше Европы», а им нужна другая Европа. Лучшая Европа. Как бы то ни было, прийти к этому новому строительству не получится без жертв, столкновений и, что самое главное, сильной политической воли. Оно явно не сможет вобрать в себя 28 (скоро 27) государств с разным отношением к сотрудничеству и, вероятно, должно будет опереться на расширенные механизмы партнерства (они уже предусматриваются европейскими договорами). Этот масштабный проект должен будет сблизить налоговые и социальные системы, чтобы удовлетворить потребность в социальной справедливости и найти общие ответы на транснациональные вызовы.

Отказ от движения вперед и принятие статус-кво, означают неминуемое поражение: соперничество между государствами обостряется, и общественное мнение больше не собирается мириться с текущим положением вещей. Третий путь — это не просто вариант, а необходимость. Это большой компромисс, отвечающий масштабам вызовов и задач, которые европейцам придется решить в ближайшие годы. Третий путь — это путь европейской державы, а не просто географической Европы. Это путь общих европейских интересов, путь солидарности. Тем не менее «другая Европа» может появиться на свет только в том случае, если ее будет продвигать государство или, еще лучше, коалиция государств или панъевропейских политических образований. Кроме того, этот проект может исходить и от гражданского общества.

Главный вопрос в том, у кого хватит смелости, чтобы стать воплощением третьего пути?

Обсудить
Рекомендуем