Россия хочет объединиться с Китаем для строительства арктического морского пути, говорит посол в Пекине.
Москва недавно представила амбициозную программу по строительству новых портов и других объектов инфраструктуры для увеличения грузовых перевозок через Арктику. Этот маршрут также известен как Северный морской путь.
Российский посол Андрей Денисов заявил газете «Саут Чайна морнинг пост», что переговоры о поставках российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири — 2», находятся «на продвинутой стадии».
«Почти все уже завершено, расхождения остались лишь насчет цены, — сообщил Денисов. — Цена — последняя, но ключевая деталь, и для переговоров продавца и покупателя это совершенно естественно. Продавец хочет получить как можно больше прибыли, а покупатель хочет заплатить как можно меньше».
Денисов сообщил, что темпы переговоров ускоряются, и выразил оптимизм, что соглашение будет достигнуто. «Как покупателю, Китаю нужен газ из надежного долгосрочного источника. А Россия как раз такой источник и есть», — сказал он.
Ожидается, что строительство трубопровода «Сила Сибири — 1», также известного как «Восточный маршрут», завершится 10 декабря. По нему в Китай ежегодно будет поставляться до 38 миллиардов кубометров газа.
Сделка в отношении «Силы Сибири — 2» (она же «Западный маршрут») лишь укрепит энергетический альянс между Китаем и Россией.
В последние годы таяние приполярных льдов расширяет перспективы для судоходства и открывает доступ к ценным природным ресурсам, и страны, граничащие с Арктикой, все настойчивее высказывают территориальные притязания.
Москва, а ей принадлежит порядка 50% всей арктической береговой линии, наращивает усилия по развитию региона, который в перспективе может стать еще одним крупным источником поставок газа в Китай.
Ранее в этом году Пентагон заявил, что работает над стратегией «защиты национальных интересов США и поддержки безопасности и стабильности в Арктике».
Президент России Владимир Путин однажды назвал Арктику «важнейшим регионом, который обеспечит будущее России».
На состоявшемся на прошлой неделе Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге он заявил, что Россия планирует модернизировать свои порты в Арктике и приветствует иностранные инвестиции. Этот шаг многие сочли попыткой преодолеть экономический ущерб от западных санкций, введенных после аннексии Крыма.
«Северный морской маршрут очень эффективен с точки зрения расстояния, но его слабое место — отсутствие эксплуатационных средств для обеспечения навигации. Нам нужно оснастить всю береговую линию специальным оборудованием, чтобы следить за толщиной льда и другими природными условиями», — сказал Денисов.
«А еще нам нужны ледоколы. Россия — уникальная страна, у нее много ледоколов, а в последние годы появилась хорошо продуманная и проверенная программа строительства новых, — сказал он. — У Китая также есть опыт строительства ледоколов и прохождения Севморпути».
Научные исследования и экспедиции Пекин снаряжает с 1990-х годов, и уже стал влиятельнейшим новичком в регионе.
В последние годы его интересы сосредоточены главным образом на судоходстве, торговле и природных ресурсах.
Двери китайским инвесторам открыла напряженность в отношениях Москвы с Западом. В то же время роль России как крупнейшего поставщика энергии укрепилась благодаря борьбе Китая за чистоту окружающей среды: Пекин все больше полагается на газ, чтобы перестать сжигать уголь.
По словам Денисова, «дальнодействующее и долгосрочное» сотрудничество с Китаем в Арктике может включать в себя инвестиции в навигационные средства, а также в контроль над судоходством и воздушным сообщением.
По данным пресс-службы Северного морского пути, восемь из 27 судов, прошедших по маршруту за прошлый год, принадлежат китайской государственной компании COSCO.
В июле прошлого года российский производитель природного газа «Новатэк» начал поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Китай.
Амбиции Москвы в Арктике, равно как и растущая роль Пекина, вызывают обеспокоенность как у других арктических стран, так и среди экологов.
Денисов назвал опасения «вполне естественными», но попытался их развеять.
«Это очень крупные проекты и, конечно, на них можно смотреть с разных сторон», — сказал он.
«Но главное не то, что есть проблемы или поводы для беспокойства, — а то, что мы можем обсудить их открыто и найти решение. Неразрешимых разногласий у нас нет», — заключил Денисов.