Zaxid (Украина): что можно изменить между президентскими и парламентскими выборам

Чтобы дебаты кандидатов в мэры Киева не проходили на ринге

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еще до первого тура избирательной кампании, чтобы продемонстрировать, насколько все под контролем, некоторые лидеры общественного мнения из правящей когорты высказывались о существовании «плана Б» в случае победы «кандидата Зе». По их прогнозам, к осени рейтинг Зеленского упадет, сделать он ничего не сможет, а управлять страной будет премьер-министр. Так ли это, разбирается украинское издание.

Еще до первого тура избирательной кампании, чтобы продемонстрировать, насколько все под контролем, некоторые лидеры общественного мнения из правящей когорты высказывались о существовании «плана Б» в случае победы «кандидата Зе». Стоит только парламенту принять изменения в конституцию (перед лицом угрозы со стороны «любителя кофе» Игоря Валерьевича) — и все возвращается на круги своя. К осени рейтинг Зеленского упадет, сделать он ничего не сможет, даже если захочет. Управлять страной будет премьер-министр.

Здесь есть два замечания. Во-первых, такой фокус неоднозначно воспримут западные союзники, все-таки люди выросли в другой политической культуре. Во-вторых, ходят слухи о дефиците билетов в Тель-Авив, куда теперь, в гости к собственнику канала «1+1», стремится попасть каждый второй депутат или сильный хозяйственник. А это означает, что голосов в пользу конституционной реформы может просто не хватить, на столько быстро вырастет фракция УКРОП в Верховной Раде.

После первых экзит-полов, когда все стало не таким радужным, риторика несколько изменилась, но общее направление сохранилось. Не все, мол, потеряно, у нас парламентско-президентская форма правления, сама модель неплохая, нужно просто ограничиться исключительно характерными для Президента Украины функциями. И тогда ничего критически плохого молодой и неопытный Зеленский натворить не сможет. Следует отметить, профессиональные эксперты виртуозно представили переход от «без Петра не будет Украины» к «фактически президент не определяет политику государства». Видно сразу, люди — не просто так были приближены к власти.

Поэтому я считаю, что сейчас мы переживаем важный этап не только потому, что выборы. А и потому, что есть возможность реально доработать систему. Все с восторгом наблюдали, как сенаторы и конгрессмены в США популярно объясняли Дональду Фридриховичу Трампу, что такое американская демократия. Ну вот, настало время и нам, «под шумок», организовать какие-то адекватные и действенные процедуры импичмента, временных следственных комиссии и тому подобное.

Ситуация не уникальная, как и в 2014-2015 годах, когда ситуативными союзниками стали «сильные хозяйственники» и «профессиональные реформаторы». Но теперь уже можно, сохраняя лицо, пошатнуть саму систему. Ту самую, которую выстроил, укрепил и заточил под себя наш, проукраинский Порошенко. Нельзя же оставлять неизвестно кому такую, не очень эффективную, но послушную вертикаль. И даже если Петр Алексеевич удержится у власти, ничего плохого в нормализации общественных отношений нет. Во-первых, выборы как «последняя битва добра и зла» уже изрядно надоели, это неправильно. Во-вторых, давайте уже подавлять руководителей так, чтобы они даже не думали «пропетлять» в будущем.

Несмотря на то, что парламентские выборы не за горами, много «светлых голов» сейчас расскажут: «процедура», «не успеваем», «кто-то завалил, а все хотели»… Хотя на самом деле против будут обладатели закрытых партийных списков и местные феодалы, которым выборы в округе помогает проводить это самая «вертикаль» в обмен на лояльность.
Но суть не в «открытых списках» как таковых. И не в «новых лицах». Суть в нормализации отношений «власть — общество». Например, имеем позиционирование нынешнего президента во время выборов: все улучшения — заслуга действующего, все провалы — через отсутствие рычагов. Если речь доходит до конкретики, можно съехать на оборону и внешнюю политику. На первый взгляд, все аргументировано и правильно. Но мы помним о роли «прокурорских» в экономике страны, о борьбе СБУ с контрабандой…

Это характерно для власти всех уровней. Например, депутат Верховной Рады Украины может быть независимым сильным хозяйственником, беспартийным мажоритарщиком-самовыдвиженцем, а депутат маленького городского совета — лишь выдвиженцем партии. Плохо в округе — занимался общенациональными проектами. Лег под преступную власть — должен был помогать округу. Беспроигрышная позиция. Как тут не вспомнить о законе подобном паутине: большие мухи проскакивают, а маленькие задерживаются.

Соответственно, они так и работают: тот, кто должен принимать общенациональные законы, занимается субвенциями на свой округ, а тот, кто должен организовывать комфортный быт и жизнедеятельность на малой территории, — «творит большую политику» (на самом деле участвует в микро-боях под флагом своего партийного босса). Голосуют за какие-то недоверия, запреты, обращения. Играют в большую политику.

Существующая избирательная система (если сравнить выборы в ВРУ и выборы в местные советы) — просто издевательство над здравым смыслом и элементарной логикой. Больше «голой политики» на местах, больше «хозяйки» и денег в центре. И это еще стоит поблагодарить за децентрализацию, иначе местным депутатам вообще бы все сходило с рук. А так хоть какой-то ресурс на местах. Другой вопрос, как они эти средства осваивают, но по крайней мере есть надежда, что гибрид совкового управления и наличных денег — это временно.

Кстати, о децентрализации. Большинство руководителей ОТГ, если была такая возможность, баллотировались как самовыдвиженцы, а уже после избрания присоединялись к «команде». Это вполне соответствует уровню доверия к существующим партиям. С другой стороны, имеем поддержку бренда «Слуга народа», согласно которому, кроме «Лысого», вакантные места в Раду. И ничего, всех устраивает.

Теоретически, оно тянется со времен СССР, где люди любили себя перестраховать, не принимать какого-то крамольного решения. Были параллельно «компетентные органы», номинальная власть и партия. И каждый боялся подставить себя, чтобы не попасть в опалу. В Украине таких последствий, как в коммуне, и близко не наблюдаем, но в деле «перевода стрелок» и уклонения от ответственности мы продвинулись далеко вперед. Этот факт знаком каждому, кто хоть раз увязал в бермудском треугольнике «жэк — исполком — водоканал». И если при совке можно было по крайней мере «пожаловаться» с каким-то условным эффектом (если ты не родственник репрессированного, который вздумал пожаловаться на освободителя), то сейчас это полное торжество «презумпции невиновности».

Голая «политическая ответственность» нам не поможет, ибо принцип «народ сделает выводы» не работает. При действующей системе единственным тормозом против «участия в политике», поскольку никто ни за что не отвечает, есть личная порядочность. Поэтому «новые лица» тоже не помогут. Нужны тщательно выправленные принципы, минимум вариантов «голосования с голоса», четкие процедуры и правила. Чтобы от человека, порядочный он или непорядочный, не зависело так много. Вот с чем хотелось бы, чтобы шли на парламентские выборы. А не с очередным «надо сбрасывать тех преступников и ставить своих ребят». Эта игра в «царя горы» немного затянулась. И делать это нужно еще до выборов, а не после. После выборов реформаторский энтузиазм пропадает. Проверено.
Перевоплощение политики в КВН началось не вчера. И вот уже Смешко рассказывает нам об идеалах Майдана. Поэтому логично, что «стадион так стадион». Несемся. 

Обсудить
Рекомендуем