«Нет, не сравнивайте его с Беппе Грилло». Иван Баканов мотает головой. Мало кто знаком с Владимиром Зеленским так же близко, как он. Этот 44-летний мужчина в пиджаке и галстуке рос вместе с будущим лидером Украины. Он был рядом с ним во всех его начинаниях. Исполнительный директор «Квартала 95» и «Студии Квартал 95» с 2013 года, продюсерских компаний, занимающихся проектами комика, ставшего вновь избранным президентом Украины, Баканов также возглавляет партию «Слуга народа», взявшую свое название у одноименного сериала, благодаря которому Зеленский стал популярен. Под этим знаменем и велась предвыборная кампания, и Володимир победил. Или Владимир, как на русский манер называет его Баканов в этом эксклюзивном интервью, которое он дал «Репубблике» в главном предвыборном штабе Зеленского.
Розальба Кастеллетти: Вы можете рассказать нам о вашей юности в Кривом Роге?
Иван Баканов: Мы с Владимиром учились вместе в школе и в одном университете. Владимир уже тогда мечтал стать известным актером, он поставил себе четкую цель создать самую большую продюсерскую компанию на Украине. Я всегда верил, что ему это удастся. Потому что он никогда не отказывался от своей мечты, а мечты никогда не предавали его.
— Почему Вы назвали компанию в честь района вашего города?
— Кривой Рог — это самый длинный город Европы, он тянется на 127 километров, но от «Квартала 95» можно доехать практически до любой точки. Вначале студия состояла только из группы старых друзей Владимира, все они были родом из Кривого Рога, и вместе с ним принимали участие в КВН, клубе веселых и находчивых, советской телевизионной игре, где команды соревнуются в остроумии. Пусть сегодня в съемках одной серии телесериала участвует более 300 человек, мы все равно остаемся одной большой семьей.
— Когда Зеленский решил выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, его все поддержали?
— В «Квартале 95» царит демократия. Согласны были не все. Но Владимир обладает уникальным качеством: он умеет мотивировать людей. До сих пор есть те, кто этот выбор не одобряет, однако все как один работали на его победу.
— Как родилась идея превратить телесериал в партию?
— Год назад нам показали опрос, проведенный по заказу администрации президента Порошенко, где Зеленский фигурировал среди кандидатов в президенты, пользующихся наибольшей поддержкой избирателей. Поначалу мы над этим посмеялись. А потом узнали, что кто-то захотел зарегистрировать партию с названием нашего сериала. Чтобы не дать кому-то испортить нашу торговую марку, мы решили сыграть на опережение. Потом мы подумали, что это может быть нашим шансом. Мы всегда хотели добиться перемен в нашей стране.
— Ваша кампания в чем-то напоминала предвыборную кампанию «Движения пяти звезд», которое тоже основал комик, Беппе Грилло (Beppe Grillo). Вас вдохновил его пример?
— Нет, наша стратегия очень проста. Она касается людей и создана для людей. Старые политики недооценивают граждан. Они думают, что те продолжат верить их вранью, но сегодня достаточно простого смартфона, чтобы разоблачить их. Информация распространяется быстро. Достаточно опубликовать видео в социальных сетях и, если ты будешь честен, его увидит кто угодно. Наша первая цель состояла в том, чтобы быть честными. Соперники Владимира попытались дискредитировать его, но люди его знают. Он колесил по всей стране, был в городах, названия которых не знают многие политики, встречался с администрацией и гражданами.
— Покидающий свой пост президент Петр Порошенко утверждает, что Зеленский вернет Украину на орбиту России. Вступление в НАТО и ЕС действительно под угрозой?
— В 2014 году украинский народ выбрал направление развития страны. Этот выбор стоил человеческих жизней. И отступать от него уже нельзя. Как только будет завершен процесс присоединения к Европе и НАТО, мы проведем референдум. Но только чтобы это решение стало необратимым.
— В одном из последних расследований утверждается, что несколько недель назад Вы с Зеленским ездили в Тель-Авив на встречу с олигархом Игорем Коломойским. Это так? Это он финансировал предвыборную кампанию?
— Да, это правда, мы виделись с Коломойским, но только чтобы обсудить дела нашей продюсерской компании. Он является владельцем телеканала «1+1», где мы работаем. Вот и все. Наш политический путь совершенно от него не зависел. Владимир неоднократно об этом заявлял. И, поверьте мне, на него повлиять невозможно.