Politico (США): авиакатастрофа в Шереметьево может поставить на прикол всю российскую авиатранспортную отрасль

«Сухой Суперджет 100» довольно плохо продается за рубежом. Из-за новой катастрофы экспортировать этот самолет станет еще труднее.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западная пресса продолжает тему катастрофы в Шереметьево. И, как и было до этого, разговор идет о неудачах гражданского авиастроения в России, попытках сохранить наследие советской гражданской авиации и о том, что все может рухнуть после аварии самолета «Сухой Суперджет 100». Однако автор забыл, что рано делать выводы, пока расследование не закончено.

Российский самолет «Сухой Суперджет 100» был последней попыткой сохранить наследие гражданской авиации страны. Но эти надежды могут рухнуть после воскресной авиакатастрофы в Москве, унесшей жизни как минимум 41 человека.

Сразу после катастрофы было непонятно, почему летчики рейса SU1492 вернулись в московский аэропорт Шереметьево вскоре после вылета в Мурманск. Авиалайнер с полными топливными баками тяжело ударился о землю при посадке и загорелся, превратившись в мчащийся по взлетно-посадочной полосе огненный факел. Из сидевших в хвосте самолета пассажиров вряд ли кто-то выжил.

Эта катастрофа стала очередным ударом по региональному авиалайнеру, который неотступно преследовали проблемы с двигателем и такой фактор как ненадежность, отпугивавший зарубежных покупателей.

Единственным европейским покупателем «Суперджета» стала ирландская компания «СитиДжет», передавшая самолеты в лизинг «Брюссельским авиалиниям». Но в этом году «Брюссельские авиалинии» закончили эксплуатацию самолета, и «СитиДжет» отказалась от его использования.

Ни «СитиДжет», ни «Брюссельские авиалинии» не стали комментировать причины, по которым они прекратили эксплуатацию самолета уже через два года после заключения первого контракта. Но согласно имеющейся информации, «Суперджеты» оказались ненадежными, а авиалинии столкнулись с трудностями в ремонте и в поиске запчастей.

Благородные устремления

В Советском Союзе была мощная авиационная промышленность, но после его распада она потерпела крах, а перевозчики переключились на более экономичные и надежные самолеты компаний «Эйрбас» и «Боинг».

У России по-прежнему первоклассная отрасль военной авиации, особенно что касается строительства истребителей. Но строительство гражданских авиалайнеров является источником национальной гордости и признаком промышленного мастерства. Именно поэтому Китай тоже пытается создать свой пассажирский самолет. При президенте Владимире Путине российская государственная «Объединенная авиастроительная корпорация» слила воедино все предприятия по производству гражданских самолетов и нацелилась на небольшой рынок региональных самолетов, где господствует канадский «Бомбардье» и бразильский «Эмбраэр».

Главным элементом стратегии прорыва на этот рынок была цена. В рекламе «Суперждетов» указывалась цена продажи в 31,7 миллиона долларов, что примерно на треть дешевле канадских и бразильских машин. Русские заключили соглашения о партнерстве с некоторыми авторитетными европейскими компаниями типа французской «Сафран», которая помогала конструировать двигатели, и итальянской «Леонардо», занявшейся вопросами маркетинга и обслуживания.

Но запуск самолета в производство не обошелся без скандалов. В 2010 году российские СМИ сообщили, что у 70 инженеров на заводе-изготовителе «Суперджета» оказались поддельные дипломы. Руководство предприятия заявило, что люди с липовыми документами не участвуют непосредственно в процессе производства самолета. Затем в 2012 году «Суперджет 100» потерпел аварию в Индонезии во время предпродажного демонстрационного полета, в результате чего погибли все 50 человек, находившиеся на борту. Официальное следствие сделало вывод, что приборы безопасности работали нормально, и что причиной катастрофы стала ошибка пилота.

За три месяца до этой катастрофы Европейское агентство по безопасности полетов сертифицировало «Суперджет», дав очень важное разрешение на покупку и эксплуатацию этой машины авиалиниям Евросоюза. Однако покупателей на этот самолет в Европе и в других странах нашлось немного.

Словенская авиакомпания «Адрия» отменила заказ на 15 самолетов, заявив о своей «растущей обеспокоенности» относительно «готовности компании „Сухой" к честному и стабильному долгосрочному партнерству», а также об отсутствии «общих взглядов на дальнейшее стратегическое развитие компании».

Иранские авиаперевозчики «Иран Эйр Турс» и «Аземан» в 2018 году заказали по 20 самолетов общей стоимостью два миллиарда долларов, однако затем отложили заказ, поскольку из-за такой покупки могли попасть под американские санкции.

Мексиканская компания «Интерджет» поставила на прикол более двух третей своих самолетов «Суперджет», которых у нее 22, поскольку десятки самолетных двигателей вышли из строя. Авиалиния ведет длительные переговоры с «Сухим» о возвращении этих машин.

Покупай отечественное

После воскресной катастрофы российский министр транспорта Евгений Дитрих заявил об «отсутствии оснований» для прекращения полетов самолетов «Суперджет», о чем сообщило агентство ТАСС. Кремль отметил, что дождется результатов расследования, а уже потом будет решать, что делать.

Будучи не в состоянии продавать «Суперджет» в больших количествах за рубеж, компания «Сухой» сделала ставку на внутренние продажи. Ее главным покупателем является российский национальный авиаперевозчик государственная компания Аэрофлот, которой в настоящее время принадлежит 50 машин «Сухой Суперджет 100», включая тот, что в воскресенье потерпел катастрофу. Авиация играет важную роль в транспортном сообщении страны, а спрос на авиаперевозки в последние годы довольно высок.

«Российская авиация — это большой и очень динамичный рынок, — сказал авиационный консультант Эндрю Чарлтон (Andrew Charlton). — Она развивается не европейскими, а азиатскими темпами».

В период с 2009 по 2018 годы количество авиапассажиров в России увеличилось с 45 до 116 миллионов.

Чарлтон заявил, что для сохранения «Суперджета» очень важно, чтобы расследование было достоверным и открытым. Европейское агентство по безопасности полетов на просьбу прокомментировать ситуацию не откликнулось.

«Вопрос в том, как отреагируют власти. Если регулятор будет действовать открыто и прозрачно, это подаст один сигнал, — отметил Чарлтон. — Если этого не будет, сигнал будет совсем другим и весьма озадачивающим».

Обсудить
Рекомендуем