Ежегодно в России проходит Парад в честь победы в Великой Отечественной войне. В последние годы на нем демонстрируется немало единиц боевой техники и оружия. В этот раз на параде были представлены: модернизированная боевая машина поддержки танков (БМПТ), новые автоматы, боевое снаряжение, примененное в прошлом году на Северном полюсе, гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», впервые представленный в 2015 году танк «Армата» и многое другое. В ежегодном параде принимают также участие и огромные комплексы межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс». Однако некоторые образцы вооружения Россия никогда не демонстрирует на параде, например, системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Почему? Во-первых, эти «невидимые убийцы» хоть и обладают огромной мощностью, но внешний вид их весьма неприглядный. Парад рассчитан на визуальное восприятие, и боевые самолеты, с рокотом рассекающие небо, танки, высоко поднимающие дуло, ровный строй стотонных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, над которыми развиваются флаги, лучше внушают зрителям ощущение мощи вооруженных сил. Если же на параде появятся средства РЭБ вроде радаров и антенн, то их никто не заметит или не поймет, что это.
Во-вторых, из-за того, что средства РЭБ в России принято скрывать. Возьмем, например, новейший комплекс радиоэлектронной борьбы «Мурманск-БН». До сих пор не было опубликовано ни одной фотографии, изображающей его целиком, только отдельные части и антенны. Как утверждает российская сторона, одного нажатия кнопки запуска комплекса «Мурманск-БН» будет достаточно, чтобы изменить ход войны. Почему? Данный комплекс способен посылать помехи на радиусе до 2 тысяч километров. Стоит понимать, что это значит для высокотехнологичного Запада, где зависимость от средств РЭБ дошла до того, что без них они не могут вести боевые действия.
В ходе учений войска США поняли, что боевая группа пехотной бригады, действующая традиционными методами без использования средств связи и высокотехнологичного электронного оборудования, полностью теряет боеспособность. По поводу современных рисков, с которыми сталкивается армия США, один американский офицер говорит следующее: «Несколько десятков лет назад их предки воевали с немцами и одержали победу в условиях, когда не было ни GPS, ни спутниковых телефонов, ни управляемых ракет». Теперь россияне хотят воплотить в жизнь страхи американцев. И все же в случае, если обе стороны попадут под влияние помех, созданных средствами РЭБ, у менее зависимой от электронно-информационных технологий российской армии окажется больше шансов.
По словам российских офицеров подразделения РЭБ, оружие, которое у них есть, намного сильнее ядерного. Почему они так сказали? Потому что ядерное оружие нельзя применять просто так, или нельзя использовать вообще: «Его наибольшая мощь находится в пусковой установке». Иначе дело обстоит со средствами РЭБ, которые можно использовать в любое время. По мнению военных теоретиков, в условиях ядерного взаимоуничтожения, Россия и НАТО не станут устраивать глобальную ядерную войну, а ограничатся конвенциональной. При таком развитии событий ядерные ракеты сторон не сыграют никакой роли, стратегическим оружием в таком случае станут средства для ведения электронной войны, наводящие широкомасштабные помехи.
Фактически, США уже испытали на себе действие российских систем РЭБ, когда в ходе учений на Балтийском море и военных операций на Ближнем Востоке, проходивших с конца прошлого года по начало нынешнего, на них были наведены сильные помехи, при этом источник сигнала остался неизвестен. На радиолокационных дисплеях военных кораблей и самолетов американцев замелькали снежинки. Они знали, что установить источник помех не удастся, ведь радиоэлектронная атака не оставляет следов вроде осколков снаряда, но в глубине души они знали, что это могли сделать только русские.