Брюссель — 18 мая крайне правые лидеры Европы собрались в Милане на совещание накануне назначенных на эту неделю выборов в Европарламент. Среди присутствовавших были Марин Ле Пен из французского «Национального объединения», Герт Вилдерс из голландской Партии свободы, а также представители Датской народной партии, партии «Истинные финны», «Альтернатива для Германии» и националистической партии «Фламандский интерес». Почти все эти партии присоединились к новой парламентской группировке правого толка «Европейский альянс народов и наций», которую намерен сформировать заместитель премьер-министра Италии Маттео Сальвини.
На этом сборище в Милане Сальвини проинспектировал популистские и альтернативные правые силы, назвав предстоящие выборы «историческим моментом, позволяющим освободить континент от организованной предателями в Брюсселе многолетней оккупации». Канцлер Германии Ангела Меркель, французский президент Эммануэль Макрон, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и меценат Джордж Сорос, объявил он, «создали в Европе финансовую олигархию и бесконтрольную иммиграцию». Вдобавок ко всему Сальвини затем сказал в интервью, что он ждет лидера новой британской Партии Брексита Найджела Фараджа в составе его коалиции в Европарламенте.
Но Сальвини со своими новыми союзниками ждет кое-кого еще, точнее сказать, ожидает в надежде прислужить. Правых популистских лидеров Европы объединяет не только евроскептицизм и ксенофобия, но еще и преклонение перед российским президентом Владимиром Путиным. Их публичные заявления звучат так, будто их напрямую издает Кремль, где путинские подпевалы постоянно жалуются на «зависимую от Вашингтона брюссельскую элиту». Мы слишком долго терпим партнерство между европейскими правыми и Кремлем, как и иллиберализм венгерского премьер-министра Виктора Орбана.
Уже много лет я наблюдаю за тем, как крайне правые депутаты Европарламента голосуют против любой парламентской резолюции ЕС, которую можно посчитать «антироссийской». Даже против той, в которой Кремль был осужден за химическую атаку в Солсбери в прошлом году. Фарадж и прочие псевдопатриоты, в том числе евродепутаты из партии Сальвини «Лига», по сути дела превратились в российскую пятую колонну в Европейском союзе. Если на этой неделе их изберут в большом количестве, можете быть уверены: они будут и дальше выступать в защиту Кремля. Они сделают все, что в их силах, чтобы лишить Европу возможности реагировать на общие вызовы. Тем самым, они будут тянуть континент назад.
Совсем недавно появилась видеозапись, на которой австрийский вице-канцлер Хайнц-Христиан Штрахе (Heinz-Christian Strache) из крайне правой Партии свободы обещает русским государственные подряды в обмен на финансирование предвыборной кампании. Австрийское правительство распалось, но есть все основания полагать, что эта вопиющая сделка не более чем верхушка айсберга.
Надо сказать, что российские деньги, поддержка и вмешательство в выборы уже очень сильно помогли европейским популистам и националистам, которые проделали большой путь. В Италии «Северная лига» сначала была лишь младшим партнером в коалиционном правительстве, а сейчас стала главенствующей партией в стране. В Британии Фараджу, Борису Джонсону и прочим инициаторам Брексита удалось вывести страну из состава ЕС. А во Франции Ле Пен стала одним из ведущих политиков, о чем не мог даже и мечтать ее отец, лидер крайне правых Жан-Мари Ле Пен.
Более того, в тех странах, где приверженцы Путина добиваются наибольших успехов, электорат становится крайне поляризованным. После референдума о выходе Британии из ЕС ее традиционная партийная система разрушилась, и страна вступила в полномасштабную культурную войну, которая не ослабевает до сих пор. Она лишилась места за европейским столом переговоров и уже ничем не похожа на себя прежнюю. Если перефразировать слова Генри Киссинджера, то можно сказать так: когда сегодня правительствам США и Китая надо дозвониться до Европы, они набирают номер Парижа и Берлина, но не Лондона.
Нужно четко понять следующее: ключевой составляющей российской стратегии безопасности является раскол западных обществ и настраивание их друг против друга. Вопрос для других европейских стран заключается в том, последуют ли они британскому примеру, пойдут ли путем бессильной ярости и национального саморазрушения. В конечном итоге, не Путину решать будущее Европы и Запада. Определять это будущее будем мы, начиная с европейских избирателей, которые на этой неделе пойдут на выборы.
Мой совет этим избирателям очень прост: не становитесь путинскими марионетками. Когда будете голосовать, гордитесь своим европейским самосознанием. Голосуйте за обновление европейского проекта, а не за его уничтожение. Это наш шанс продемонстрировать стойкость перед лицом долгой и тайной войны Кремля против ЕС. Пришло время выступить за единство и демократическое управление, и против коррупции и соглашательства европейских правых.
В мире, где стремительно меняется динамика силы и власти, мы только совместными усилиями сможет сохранить контроль Европы над своим будущим. Чтобы иметь возможность сидеть за международным столом рядом с США, Китаем и Индией, Европе надо сначала победить в психологической дуэли Россию.
Ги Верхофстадт — бывший премьер-министр Бельгии, председатель фракции Альянса либералов и демократов за Европу в Европарламенте и автор книги «Последний шанс Европы. Почему европейские государства должны сформировать более совершенный союз» (Europe's Last Chance: Why the European States Must Form a More Perfect Union).