Турция в вопросе покупки С-400 уже подошла к точке невозврата. Все тезисы, начиная от идеи «Турция, как Греция, купит системы, но не будет их распаковывать» и заканчивая соображением «отправит в какую-нибудь третью страну», пошли прахом с заявлением президента Тайипа Эрдогана о возможном совместном с Россией производстве С-500. К тому же министр национальной обороны Хулуси Акар (Hulusi Akar) заявил, что С-400 — дело решенное, в то время как американцы не согласны с этим, и добавил: «Турция также готовится к возможному введению США санкций в рамках закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA)».
Оставим в стороне вопрос о том, насколько игнорирование США — НАТО запроса Турции по поводу «Пэтриот» (Patriot) вмещается в рамки союзнических отношений, и спросим: что подразумевает «подготовка», о которой говорит Акар? Турция планирует отделиться от НАТО? Турция была принята в альянс 68 лет назад, в сентябре 1951 года, когда у власти в стране находилась Демократическая партия. 18 февраля 1952 года Великое национальное собрание Турции ратифицировало протокол о вхождении в НАТО, приняв закон номер 5886. Забавно, что потребность укрыться под зонтом НАТО Турция почувствовала после того, как в 1945 году тогда еще СССР прекратил действие пакта о ненападении, заключенного в 1925 году. И вступление Турции в НАТО стало возможным после ее участия в Корейской войне. Сегодня отношения Турции с наследницей СССР — Россией, которые дошли до стадии сотрудничества в сфере обороны и покупки оружия, начинают расшатывать отношения Турции с НАТО. И снова в условиях войны российско-иранский союз, близ которого Турция держится в войне в Сирии, стал, пожалуй, одним из шагов на пути создания нового лагеря, отдаляющегося от Запада и НАТО.
Обсуждать турецко-российские отношения только с точки зрения оборонной промышленности недостаточно. Турция доверила России и свою энергетическую безопасность. По данным Управления по регулированию энергетического рынка (EPDK), Турция в 2016 году импортировала 46,3 миллиарда кубометров природного газа, в 2017 году — 55,2 миллиарда кубометров, в 2018 году — 50,3 миллиарда кубометров. 50% этого импорта было обеспечено за счет России. За Россией следует Иран с долей 7%. Другие страны, откуда покупается природный газ, — Азербайджан, Алжир, Катар, чья доля составляет порядка 4%.
Теперь что касается атомной электростанции, которую Партия справедливости и развития считает обязательным условием с точки зрения «энергетической безопасности — устойчивости Турции». Турция здесь тоже сотрудничает с Россией (АЭС «Аккую»). Как и по трубопроводам передачи энергоресурсов на Запад… Вы можете рассматривать это как развитие благоприятных экономических отношений с соседом. Или подумать: разве можно настолько зависеть от одной страны в энергетике?
Возьмем политику Турции в Сирии. В мае 2017 года в Астане с Россией и Ираном было заключено соглашение по Идлибу. Турция должна была «взять под контроль» джихадистские группы, которые здесь находятся, а режим не должен был вторгаться на эти территории. Но все пошло не так, как хотелось. Вооруженные группы в регионе продолжали столкновения с сирийской армией, российская авиабаза подвергалась атакам. После этого сирийская армия и Россия (в некотором смысле в том числе чтобы надавить на Турцию в вопросе С-400) начали операции в регионе. Это должно было не только осложнить положение Турции за столом переговоров, но и в то же время вызвать новую большую волну миграции. В данный момент в Идлибе затишье, но неизвестно, когда и при каких условиях ситуация снова обострится. Прежде всего в Идлибе и на севере Сирии Турция по сути разрывается между требованиями России и своей точкой зрения. Сейчас действует слово сильного — России. На прошлой неделе журнал «Экспресс» (L'Express) описал нынешнюю ситуацию в новости / анализе под заголовком «Эрдоган под пятой Путина».
Турция вошла в орбиту России, начиная от энергетики и выбора вооружений, которые будут защищать страну, и заканчивая политикой в Сирии. С другой стороны, США постепенно усиливают давление на Турцию. Комитет по вооруженным силам Сената США огласил проект оборонного бюджета на 2020 год — в размере 750 миллиардов долларов.
Как сообщает информагентство «Рейтер» (Reuters), наряду с увеличением числа истребителей Ф-35 (F-35) для США этот проект предполагает прекращение участия Турции в программе Ф-35, в случае если она не откажется от соглашения с Россией по системам противовоздушной обороны С-400.
Теперь экономика, сотрясаемая скачками валютного курса по мере того, как Турцию заносит на поворотах во внешней политике. Например, частные компании. Обратимся к данным Главного управления статистики Центрального банка по долгосрочным кредитам, которые частные компании взяли за рубежом. Где были взяты эти кредиты на сумму порядка 230 миллиардов долларов? 110 миллиардов долларов приходится на европейские страны, 20 миллиардов долларов — на США. Долг перед Россией (считается в границах Европы) — около одного миллиарда долларов.
Турция как по заимствованиям, так и по прямым инвестициям состоит в тесных отношениях с Западом и США. Сожжение Турцией мостов с США и НАТО может глубоко пошатнуть страну, прежде всего экономику, заставить забыть об инвестициях. Надеюсь, министр обороны Акар и, конечно, власти ведут основательную подготовку, о которой говорят. Люди хотят думать, что, если руководство Турции нацелено / рискует сменить лагерь, то у него есть план. И, конечно, больше всего боятся того, что и так кровоточащая рана в области «демократии и верховенства закона» по мере ориентации на новый альянс превратится в гангрену.