Посреди пустыни и моря, угля и соли одна женщина осмелилась заговорить о трансгендерности в общине вайю в Гуахире. Джорджина бросила вызов устоям в общине и очень скоро стала пионером сексуального многообразия, еще не зная самого этого термина. Некоторые безуспешно пытались «исправить» ее, поскольку изначальная гендерная принадлежность незыблема в их культуре. Ей сегодня 76 лет, она живет в Урибии и с 12 лет носит типичное для женщин племени вайю одеяние. За это ее изгнали из племени. Но она пришла в другие племена, где ее женская идентичность была признана, посвятила себя домашней работе, а ее история три года назад появилась в местной газете.
Ее пример создал прецедент в Гуахире, дал надежду другим женщинам трансвеститам и позволил признать, что ЛГБТ-люди существуют и в общинах коренных народов Урибии, и что государство не готово их защищать и не имеет четкой политики для обеспечения их прав. Это один из основных выводов доклада, сделанного организацией «Различная Колумбия и Карибские страны», под названием «Уже сейчас!». Это первое исследование, посвященное ЛГБТ-сообществу в африканских общинах и коренных народах в пяти муниципалитетах Колумбии.
На протяжении десятилетий ЛГБТ-сообщество в африканских общинах и коренных народах игнорировалось в семье, на работе, в школе. Даже само государство не обращало на них внимания, поскольку нет никаких официальных докладов, в которых подробно описывается их положение. Кроме того, не существует государственного плана по их охране от дискриминации. Доклад, представленный сегодня в 2:30 дня в Центре исторической памяти, мира и примирения, был подготовлен на основании показаний свидетелей, собранных в Кибдо (Чоко), Буэнавентуре (Валье), Картахене (Боливар), Риоаче и Урибии (Ла Гуахира).
Хотя эти районы имеют много общего, они сильно различаются отношением к конструированию идентичности. Там множество обычаев, традиций и наследия предков. Согласно докладу, поддержанному Агентством США по международному развитию и Международной организацией по миграции, в Гуахире проживает 91% коренного населения вайю, особенно в Урибии, которую считают столицей коренных народов Колумбии. Тем не менее в департаменте отсутствуют условия для достойной жизни.
Урибию и Риоачу объединяет то, что они не относят ЛГБТ-сообщество к африканской культуре или вайю. Во многих случаях нетрадиционная ориентация или смена пола может означать культурное изгнание человека. Например, так было с Джорджиной.
Несмотря на это были созданы коллективы молодых людей, входящих в ЛГБТ-сообщество, которые говорят о своих правах. Например, киноклуб «20 сантиметров», возглавляемый ЛГБТ-членами африканской общины, рассказывает истории отдельных людей посредством кино. В таких регионах Колумбии, как Валье-дель-Каука, Каука, Нариньо и Чоко, участие ЛГБТ в культурной жизни выше. Опрошенные люди заявили, что могут спокойно участвовать в общественных мероприятиях.
Одной из основных проблем ЛГБТ-сообщества по всей стране является отсутствие доступа к работе, что вынуждает их прибегать к подпольной деятельности. Ситуация усугубляется, когда речь идет о трансгендерах, поскольку изменение пола в удостоверениях личности, хотя и допускается, но на практике применяется редко.
Еще одним препятствием является трудность в получении достойного медицинского обслуживания. В Гуахире и Чоко, в дополнение к нехватке больниц и специалистов, эти группы населения почти не обслуживаются врачами. Например, зараженный ВИЧ-инфекцией не будет обращаться за помощью из страха перед общественным мнением, а для трансгендеров в большинстве случаев по финансовым причинам невозможно получить доступ к гормональному лечению или операции по смене пола.
Культура в этих регионах основана на концепциях и убеждениях, оставшихся с колониальных времен. Гомофобия и трансфобия привели к насилию в отношении ЛГБТ-сообщества. Однако в докладе говорится, что в области признания их прав был достигнут определенный прогресс. По их собственной инициативе, потому что они не желают оставаться невидимыми.