National Review (США): католики и протестанты

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В весьма сумбурном тексте автор пытается доказать, что протестантские конфессии в Америке, прежде всего, протестанты-евангелисты — более четко отражают настроения американцев по сравнению с католиками, и к ним тянутся люди. При этом влияние католической церкви в целом падает, а в тех епархиях, где растет число прихожан, этот рост вызван лишь внутренней миграцией.

Одной из причин, лежащих в основе недавних споров среди консерваторов о месте классического либерализма в нашей традиции, являются религиозные различия. И я просто хочу рискнуть и высказать мысль.

Выразителями антилиберальных взглядов среди правых преимущественно являются католики-традиционалисты. В католической церкви существует традиция антилиберальной мысли, которая стара, как современность. Видными выразителями проклассических либеральных взглядов являются представители евангелического протестантизма, другие конфессии протестантизма («мейнстрима») и агностики. И хотелось бы знать, не связано ли отношение к настоящему в основном с политическими и теологическими тенденциями в этих религиозных сообществах.

За период с середины XX века до наших дней наблюдается феноменальный рост евангелического движения в Америке, и к нему присоединились верующие из протестантской фундаменталистской церкви, церквей протестантского «мейнстрима» и католической церкви. Тесно связанные с ним конфессии, такие как Южная баптистская конвенция, стали гораздо более консервативными и даже изменили свои позиции в отношении законных абортов. В их богословских спорах обычно преобладает традиционная схоластика, ортодоксия. Защитники традиционных христианских взглядов в отношении промысла Божьего в 2004 году легко победили сторонников открытого теизма. Но проблемы по-прежнему существуют: разочарованность евангелической молодежи и не столь быстрый прогресс в деле расовой интеграции, как надеялись некоторые.

Но прогрессом кажется общая тяга к этому движению-аутсайдеру, открытие и строительство новых религиозных учреждений. Особую пользу евангелистам принесли некоторые из побед в борьбе с государственной властью и дискриминацией. Представителей их церкви теперь можно часто встретить по выходным в аудиториях бесплатных государственных школ. Их небольшие группы могут собираться и расширяться в школьных кампусах. Владелец кондитерской «Мастерпис кейкшоп» (Masterpiece Cakeshop) был евангелистом. Он победил. (Кондитер Джек Филлипс отказался печь свадебный торт для гомосексуальной пары. После того, как комиссия по гражданским делам встала на сторону гей-пары, Филипс подал апелляцию в Верховный суд США и выиграл — прим. редакции ИноСМИ.)

Между тем рост католической церкви (когда он касается США) вызван лишь притоком или оттоком верующих. В некоторых епархиях численность верующих растет, особенно на Юге США, по причине внутренней миграции. Плюс — иммиграция в страну. Но на самом деле после Второго Ватиканского собора наметилась тенденция к массовому сокращению. Существует масштабный и унизительный кризис, связанный с сексуальным насилием, затрагивающий все уровни церковной иерархии. Церковь пережила распад этнических общин, поддерживавших существование множества приходских школ, которые закрываются быстрее, чем открываются. Многие крупные епархии начинают закрывать и объединять приходы — в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго.

На политическом фронте обширная сеть учреждений католической церкви — ее больницы, колледжи, благотворительные организации и агентства по усыновлению — выполняет общественную миссию, благодаря чему эти учреждения получают финансирование из местных и федерального бюджета. Они работают в отраслях, которые практически существуют лишь за счет финансирования из бюджетов штатов и жесткого регулирования, что делает их уязвимыми. Барак Обама, президент, политическая карьера которого началась в рядах общественных движений католической церкви, изменил позицию и заставил своего министра здравоохранения и социальных служб намеренно пойти против непопулярной доктрины католической церкви о недопустимости использования контрацептивов и предоставления услуг по искусственному контролю над рождаемостью, что вызвало в обществе ожесточенные споры. Католические агентства по усыновлению по-прежнему закрыты в связи с применением принципов запрета дискриминации. Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) начал проверять правовую тактику в отношении католических медицинских учреждений и их запрета на аборты.

В теологическом плане католические консерваторы и традиционалисты более сплочены, чем, скажем, в 2007 году. Но очевидно, что они занимают неправильную позицию в том, что касается политики сегодняшних властей Ватикана. Папа легко победил их в споре по вопросу разводов и таинств. Католики также рассчитывают на то, что лидеры их почитаемых религиозных учреждений не будут так часто (и тайно) принимать другую сторону. Посмотрите, как ректор Собора Парижской Богоматери — священник — в дебатах о контроле над рождаемостью даже не смог принять сторону своего собственного религиозного учреждения. А совсем недавно он отклонил призывы студентов запретить доступ к порнографическому контенту через Wi-Fi в кампусах.

Возможно, я ошибаюсь, и трава на другой стороне не зеленее. Но я думаю, что эта динамика, эти тенденции в какой-то степени оказывают влияние на мыслящих людей, изначально вселяя в них оптимизм или пессимизм по поводу состояния дел в сегодняшней Америке.

Обсудить
Рекомендуем