Как в Китае обстоят дела с развитием у детей, родители которых развелись? Уступают ли они детям из полных семей, как это происходит на Западе?
Данные анкетирования детей, приведенные «Панельными исследованиями китайских семей» (China Family Panel Studies (CFPS)), дали оценку их развитию. Все измерения делились в исследовании на четыре категории: успехи в учебе, психологические особенности, социальное взаимодействие, нарушение норм поведения. На основании этих четырех критериев определялись различия между детьми из разведенных и полных семей.
Успехи в учебе
Учеба и поведение в школе — важнейший показатель развития детей школьного возраста. Большинство детей 10-15 лет, опрошенных CFPS, учатся в последних классах начальной школы, либо ходят в среднюю школу. Уже на этом этапе можно было бы заметить различия в способностях к обучению и учебных привычках. Полученные данные CFPS основываются на самостоятельной оценке детей своих успехов в учебе и опросе их родителей и опекунов.
Многомерный статистический анализ показал, что в отличие от Запада, китайские дети из неполных семей не так разительно отличаются по всевозможным учебным показателям от тех, кто проживает в полных семьях.
Если говорить о том, как дети самостоятельно оценивают свою подготовку к ближайшему экзамену, об оценках за языки, литературу и математику, которые сообщили их родители, о шансах поступления в ведущий вуз, то становится понятно: дети разведенных родителей не сильно отличаются от детей из полных семей. Исследователям не удалось установить и закономерности, которая бы показывала, что среди двоечников преобладают дети из неполных семей. Такие дети тоже становятся старостами или активно участвуют в жизни класса, администрация школы и учителя отзываются о них ничуть не хуже. Таким образом, исследователи не обнаружили никаких причин утверждать, что от детей, чьи родители разведены, ожидают меньших успехов в учебе.
Напротив, те из них, кто живет только с мамой, по некоторым предметам учатся даже лучше детей из полных семей. На них оказывается меньшее давление, и они могут посвятить учебе больше времени. Дети, воспитанные матерями-одиночками, лучше написали тест CFPS на знание слов, но это различие нивелируется, если сравнивать результаты детей, проживающих в такой же семье.
Дети, которых воспитывают отцы, в одиночку или с новой супругой, по некоторым учебным дисциплинам, наоборот, отстают от своих сверстников из полных семей. У детей, воспитанных разведенными мужчинами, ниже самооценка и успеваемость, они также хуже написали тест CFPS на знание слов.
Таким образом, объективная и субъективная успеваемость у детей, один из родителей которых завел себе новую семью, не сильно отличается от успеваемости детей, выросших в полноценных семьях, но они сильнее ощущают давление, связанное с учебой, и тратят на нее меньше времени.
Психологические особенности
Этот показатель также является важным аспектом развития детей. Давно было доказано, что в долгосрочной перспективе умение адаптироваться, самоконтроль, самоуважение и уверенность в себе важнее когнитивных способностей. Опросники CFPS должны были выявить психологические особенности детей, измерить уровень их хорошего поведения, сознательности, уверенности в себе, самоуважения и самоконтроля, проверить их на шесть видов психических расстройств и депрессию.
Статистический анализ не выявил каких-либо доказательств в пользу того, что детям, воспитанным одними матерями, не хватает самоуважения, самоконтроля, умения вести себя, сознательности, самоуверенности, что они в меньшей степени здоровы психически или ощущают себя менее счастливыми. Дети, воспитанные отцами, уступают детям из полных семей по таким показателям, как самоконтроль и самоуверенность, они также чувствуют себя менее счастливыми. Однако различий в психическом здоровье, сознательности, самоуважении и умении вести себя у таких детей выявлено не было.
Общение с людьми
Оценка социальных навыков, проведенная CFPS, включала проверку умения доверять обществу и открыто высказывать недовольство и отстаивать свое мнение в спорах. Этот тест должен был выявить умение детей общаться и их поведение в социуме, а также обозначал уровень социальной поддержки, в частности, исходящей от родителей.
Дети, оставшиеся после развода со своими матерями, взаимодействуют с родителями, умеют доверять людям, общаться и высказывать недовольство так же, как и дети, воспитывавшиеся в полных семьях. В то время как дети, проживающие с отцами, меньше доверяют родителям и всем остальным. Такие дети и сами невысоко оценивают свои социальные навыки.
Нарушение норм поведения
CFPS собрали данные об отклонениях в поведении детей, включая курение, употребление алкоголя, посещение компьютерных клубов, прогулы, ранние влюбленности. То, что у детей 10-15 лет появляется парень или девушка, строго говоря, не проступок, но родители в Китае уверены, что в начальной школе и младших классах средней школы еще рано заводить такие отношения, так как это может привести к другим нарушениям норм поведения.
По данным CFPS, дети, оставшиеся после развода со своими отцами, могут чрезмерно увлечься компьютерными играми, во всем остальном они ничем не отличаются от детей из полных семей. Те, кого воспитывает только родная мать, не выделяются никакими отклонениями в поведении.
На основе вышеуказанных результатов можно сделать вывод, что развод родителей влияет на детей, но весьма незначительно. Однако так думают далеко не все. В обществе традиционными остаются представления о семье, где воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Многие до сих пор уверены, что развод родителей сильно и негативно влияет на ребенка. Такие люди убеждены, что семью надо сохранять ради ребенка, несмотря на частые ссоры. 85% родителей, опрошенных CFPS, поддержали идею о том, что «развод — это всегда плохо для ребенка». Около 60% одобрили высказывание, что «даже несчастливый брак необходимо сохранить ради ребенка». Таким образом они соглашались, что полная, но сломанная семья, в которой не прекращаются ссоры, лучше способствует росту и развитию ребенка, чем развод родителей.
После этого мы проанализировали противоречия, возникающие между супругами, и их влияние на несовершеннолетних детей.
CFPS спрашивали у детей 10-15 лет, сколько раз их родители ругались за последний месяц. 70% — 80% детей ответили, что за последний месяц их родители не ссорились ни разу, 10% — 18% ответили, что родители ссорились один-два раза, 4% — 10% сказали, что за последний месяц их родители ругались часто (более трех раз). Если обратить внимание на 3017 детей, которые были опрошены дважды, только 35,4% оба раза отвечали, что родители не ругались в прошлом месяце, иными словами, 65% детей, живущих в полных семьях, наблюдают ссоры между своими родителями.
Как обстоят дела с детьми в семьях, где родители часто ссорятся?
Для начала посмотрим, как ссоры родителей влияют на успеваемость их детей. Изучив взаимосвязь между институтом семьи и успехами в учебе, нам удалось выяснить, что в семьях, где ребенок воспитывается только отцом, успеваемость ниже по сравнению с детьми из полных семей только по нескольким предметам. В то же время мы поняли, что ссоры родителей негативно влияют на успеваемость ребенка по многим учебным дисциплинам.
Можно видеть, что чем больше ссорятся родители, тем ниже успеваемость и самооценка у их детей, которые сильнее переживают из-за учебы и меньше уделяют ей времени, они в большей степени недовольны школой и учителями, и с большей вероятностью рискуют оказаться среди последних 25% обучающихся в рейтинге успеваемости. Родители таких детей видят, как ухудшаются их успеваемость по языкам, литературе и математике.
Чем больше в семьях ссорятся родители, тем ниже уровень самоконтроля и сознательности у их ребенка, он хуже себя ведет, не чувствует себя счастливым и уверенным, а также становится более подвержен психическим расстройствам и депрессии. Все вышеперечисленные признаки не наблюдаются у детей, живущих в разведенных семьях.
Родительские ссоры не обязательно понизят доверие ребенка ко всем людям, но семье он точно будет доверять меньше. Плохие отношения между супругами могут негативно сказаться на их отношениях с детьми.
Из-за враждебного настроя родителей друг к другу у детей могут с большей вероятностью появиться некоторые отклонения в поведении. Он может начать пить, курить, прогуливать школу, проводить слишком много времени за компьютером.
Все вышесказанное только подтверждает тот факт, что частые ссоры в полной семье могут негативно сказаться на ребенке. Разногласий в браке не избежать, а их влияние на ребенка объясняется тем, что он становится свидетелем этих конфликтов. Данные CFPS о ссорах в семьях основываются на информации, сообщенной детьми, в их ответах могут присутствовать некоторые неточности. Ссоры между супругами не всегда говорят об их несовместимости, однако они происходят на глазах у детей. В 80-х и 90-х годах прошлого века Сюй Аньци и другие исследователи в ходе опроса, проводимого в 1987 году в Шанхае, выяснили, что 63% детей школьного возраста лично видели, как ссорились их родители до развода, а 59% были свидетелями постоянных или редких семейных драк. После беседы с этими детьми удалось выяснить, что многие родители даже не старались скрыть от ребенка свои ссоры и драки. По мнению опекунов, это могло объясняться тем, что родители считали детей слишком маленькими и неспособными что-то понимать. Более того, многие родители не только не скрывали своих драк от детей, но и открыто обсуждали неблаговидные поступки друг друга. Ситуация с ссорами между родителями в современных семьях нам пока не ясна, но по информации CFPS, в Китае все еще есть родители, не скрывающие своих конфликтов от детей, которым это не идет на пользу.
В китайском обществе все еще распространена идея о том, что неудачный брак необходимо сохранять ради детей. Однако по данным, полученным CFPS, это только увеличивает наносимый ребенку вред, который современные родители все еще недооценивают. Когда супруги понимают, что брак обречен, их частые семейные ссоры начинают оказывать всестороннее влияние на детей. Это означает, что при возникновении семейного конфликта родители должны сделать так, чтобы ребенок не знал об этом и не был в это вовлечен. В определенной степени это также объясняет тот факт, что сохранение неблагополучной семьи не всегда лучше для ребенка, чем развод родителей.