Службы безопасности Ливии арестовали двоих человек, обвиняемых в работе на российскую фабрику троллей, которая пыталась оказать влияние на исход выборов в этой и некоторых других африканских странах.
В письме государственной прокуратуры признанного международным сообществом правительства в Триполи, адресованном главе ливийской службы безопасности, говорилось, что эти люди участвовали в «организации встречи» с Сейфом аль-Исламом аль-Каддафи (Saif al-Islam al-Qaddafi), сыном свергнутого ливийского диктатора (Муаммара Каддафи — прим.ред.) и потенциальным кандидатом в президенты, пользующимся поддержкой некоторых чиновников в Москве.
Представители Министерства иностранных дел России заявили, что им известно об этих сообщениях и что они пытаются проверить их. «Мы не получили официального уведомления от ливийской стороны касательно этого вопроса», — сообщила пресс-служба МИД России.
Информация на изъятых у задержанных ноутбуках и флешках указывает на то, что оба они работали на компанию, известную как «фабрика троллей», которая «специализируется на вмешательстве в выборы, которые намечены в нескольких странах Африки», в том числе Ливии. Об этом говорилось в письме ливийской прокуратуры, с которым удалось ознакомиться репортерам Bloomberg. Два чиновника ливийского правительства, обладающие непосредственной информацией по этому делу, подтвердили подлинность этого документа.
«Фабрика троллей» — это целая сеть политических и медийных структур, связанных с российским олигархом Евгением Пригожиным, которого США обвиняют в организации и финансировании операций в рамках кампании по вмешательству в американские президентские выборы 2016 года.
Фабрика троллей
Власти Ливии планировали провести выборы в этом году в рамках реализации «дорожной карты», разработанной при поддержке ООН, чтобы устранить те противоречия, которые мешали развитию этого члена ОПЕК после того, как в 2011 году поддержанный НАТО бунт положил конец 40-летнему правлению Муаммара Каддафи. Однако в эту инициативу пришлось вносить существенные изменения после того, как в апреле глава Ливийской национальной армии Халифа Хафтар предпринял попытку захватить Триполи.
Хафтар тоже претендует на пост президента и борется за то, чтобы захватить столицу страны у поддерживаемого ООН правительства во главе с премьер-министром Файезом ас-Сарраджем (Fayez al-Sarraj), которое и осуществило аресты россиян. Это наступление Хафтара переросло в опосредованный конфликт, в котором каждая из сторон обвиняет другую в призывах к вмешательству, обращенных к иностранным правительствам.
Хафтара поддерживают ОЭА и Египет. Он также получал поддержку от России, хотя Москва пытается найти в Ливии и других партнеров, включая Сейфа аль-Ислама, поскольку она стремится расширить свою роль в Северной Африке и нарастить геополитическую мощь.
Советники Сейфа аль-Ислама ранее говорили, что у него достаточно влияния для того, чтобы объединить разрозненные ливийские племена, пообещав им восстановить стабильность. Но, по мнению некоторых, масштабы его влияния переоцениваются, поскольку сейчас за власть в Ливии между собой борются повстанцы и диссиденты, свергшие его отца.
«Россия пытается нарастить свое влияние по всей Африке, она пытается вести свою игру. И характер этой игры разный в зависимости от страны, — сказал старший научный сотрудник Московского центра Карнеги Александр Баунов. — Иногда она действует через частных субъектов, иногда — через государственных субъектов. Пригожин — это один из посредников России».
«Шеф-повар Путина»
По словам одного ливийского чиновника, задержанные россияне дважды встретились с Сейфом аль-Исламом с момента их приезда в страну в марте и до их ареста в мае. По его словам, эти россияне также признались в участии в кампании с целью повлиять на ход выборов на Мадагаскаре. Помимо россиян были также арестованы трое ливийцев, в том числе сын министра иностранных дел эпохи Каддафи. Пока им не были предъявлены обвинения.
В документе ливийской прокуратуры от 3 июля сказано, что одним из задержанных стал Максим Шугалей — российский политический консультант, который работает на московский Фонд защиты национальных ценностей, чей глава до недавнего времени руководил новостным сайтом, якобы связанным с Пригожиным.
Представители фонда подтвердили, что Шугалей и еще несколько сотрудников фонда были арестованы ливийскими властями в мае. В своем заявлении представители фонда подчеркнули, что его сотрудники не пытались вмешаться в избирательный процесс в Ливии и что они проводили в стране социологические исследования. Вторым задержанным стал Самер Хассан Сейфан (Samer Hassan Seifan), который выполнял работу переводчика с арабского.
Россиянин Александр Прокофьев, которому, согласно документу ливийской прокуратуры, удалось избежать ареста, сообщил, что он работал в Ливии вместе с Шугалеем над исследованием по поручению фонда, и подтвердил, что они действительно беседовали с Сейфом аль-Исламом. «Это дикая и абсурдная ситуация, — написал он в сообщении. — Тема вмешательства в выборы, которого не существует, — это совершенная чушь».
Пригожин, которого называют «шеф-поваром Путина», ранее решительно отвергал все обвинения во вмешательстве в американские выборы. Он не отреагировал на нашу просьбу прокомментировать ситуацию, которую мы направили по электронной почте через его компанию «Конкорд кейтеринг».
Шугалей — политический консультант из Санкт-Петербурга, который прежде уже работал в Африке и который также работал на Пригожина, о чем рассказал Петр Быстров, член Российской ассоциации политических консультантов. «Он довольно высококвалифицированный эксперт», — сообщил Быстров.
Александр Малькевич, глава Фонда защиты национальных ценностей, прежде был главным редактором новостного сайта USA Really, который Министерство финансов США включило в список изданий, связанных с Пригожиным и участвовавших в распространении контента на острые политические темы. По словам Малькевича, он ушел из USA Really в феврале, и он никак не связан с Пригожиным.
Возвращение Каддафи
Сейф аль-Ислам, который когда-то считался наиболее вероятным наследником Муаммара Каддафи, был захвачен в плен зинтанскими бригадами в 2011 году и с долгое время находился на западе Ливии. Повстанцы освободили его в 2016 году, однако с тех пор он скрывается, и его местонахождение неизвестно.
Международный уголовный суд продолжает разыскивать сына Каддафи, которого он обвиняет в совершении преступлений против человечества — Сейф аль-Ислам был причастен к жестокому разгону демонстраций против режима его отца, — и пока неясно, имеет ли он право претендовать на президентский пост, учитывая неопределенность своего правового статуса.