«Не сиди просто так — введи против кого-нибудь санкции». Таким в наши дни должен быть девиз внешней политики США. Давайте введем дополнительные санкции против Ирана за нарушение соглашения, из которого администрация Трампа вышла в одностороннем порядке. Давайте ударим по России санкциями не только за ее вмешательство в выборы в США в 2016 году, но и за ее будущее вмешательство, которое она еще не совершила, вместо того, чтобы принимать законопроекты для повышения безопасности выборов.
Сейчас палата представителей и сенат рассматривают законопроект о введении санкций в отношении компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию. В среду комитет сената по международным отношениям принял законопроект 20-2 о санкциях.
Но предложенный законопроект не изменит ни Газпром, ни его немецких и других европейских партнеров, ни привычки Кремля запугивать. Он также не остановит строительство газопровода, на который выделено необходимое финансирование и который уж более чем на две трети построен.
Даже если предлагаемые санкции и заставят некоторые компании отказаться от участия в проекте, на смену им придут другие. Правительство Германии отказалось признавать и разделять экстерриториальные санкции против немецких компаний, участвующих в проекте строительства газопровода, ввести которые в одностороннем порядке пригрозила администрация Трампа.
Новый газопровод не так страшен, как кажется некоторым американским законодателям. Действительно, как утверждают критики этого проекта, как только «Северный поток — 2» будет построен, он сможет (теоретически, если Россия разработает новые источники для поставок) обеспечить прокачку в Европу до 55 миллиардов кубометров российского газа ежегодно. Действительно и то, что объемы поставок российского газа в Европу продолжает расти, и в 2018 году они достигли рекордного уровня в 200 миллиардов кубометров. Эти критики опасаются, что Европа становится слишком зависимой от российского газа, и новый газопровод только усугубит проблему. Но на самом деле доля России в европейском импорте газа снижается. В 1980 году, во время холодной войны, Россия обеспечивала 80% европейского импорта газа, а в 2018 году эта доля составляла 40%.
Да, Россия по-прежнему является крупнейшим экспортером газа в Европу. Но по прогнозам потребности Европы в импорте газа вырастут настолько, что Россия удовлетворить эти потребности не сможет. Уже сейчас по газопроводам и через терминалы сжиженного природного газа (СПГ) «голубое топливо» в Европу поставляют Норвегия, Катар, Алжир, Нигерия, Перу и даже США. Кроме того, у берегов Кипра, Израиля и Египта были открыты новые месторождения газа. Благодаря этим новым месторождениям, сланцевой революции в США и строительству СПГ-терминалов за долю на растущем газовом рынке Европы будут конкурировать все больше поставщиков. Европейские потребители уже выигрывают от этого перенасыщения рынка: таких низких цен на газ не было на протяжении многих лет.
Цель предлагаемых санкций — защита Европы от российского энергетического шантажа — основана на устаревших представлениях об энергетических рынках. Прошли те времена, когда Россия или Советский Союз контролировали поставки газа в Европу и могли перекрыть трубу, повернув вентиль.
Правда, некоторые европейские страны зависят от российского газа больше, чем другие, и поэтому они более подвержены давлению со стороны России. Но и это меняется благодаря строительству СПГ-терминалов и газопроводов-интерконнекторов. Именно за счет этого и за счет продуманной европейской политики в виде Третьего энергетического пакета ЕС (а не угроз ввести санкции) удалось создать все более интегрированный и конкурентоспособный европейский газовый рынок и обеспечить диверсификацию поставок. В свою очередь, это значительно ослабило рычаги влияния России и заставило ее конкурировать за свою долю европейского рынка. Даже Украина перестала покупать газ у России в 2015 году, сделав ставку на реверсные трубопроводы, и стала покупать его у перепродавцов в Европе.
Во всяком случае, администрации Трампа и ее союзникам в конгрессе следует поощрять строительство «Северного потока — 2», поскольку это даст Европе больше возможностей оказывать влияние на Россию и увеличит зависимость России от союзников США.
Если эти санкции будут закреплены законодательно, они не окажут желаемого воздействия — строительство газопровода, которое поддерживает правительство и бизнес-сообщество Германии, все равно будет завершено. Вместе с тем санкции, цель которых не будет достигнута, могут возыметь обратный эффект и навредить интересам США.
Во-первых, они станут серьезным оскорблением для Германии, ключевого союзника США в Европе и в последнее время излюбленного объекта критики со стороны администрации Трампа и лично президента. Санкции приведут не только к ослаблению наших связей с союзниками, но и к сближению наших противников. Другим крупным рынком для российского газа является Китай, и новый раунд санкций США, целью которых является ограничение доступа России на критически важный европейский рынок, лишь подтолкнет ее к установлению более тесных связей с Китаем. Нам надо не подталкивать своих врагов друг к другу, способствуя их сближению, а самим быть ближе к своим друзьям.