30 марта 1867 года госсекретарь США Уильям Сьюарт (State William H. Seward) и российский посланник барон Эдуард фон Стекль подписали Договор о переуступке (Treaty of Cession). Одним росчерком пера царь Александр II продал Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов Аляску, последний форпост своей страны в Северной Америке.
Эта сумма, которая составляет всего 125 миллионов долларов по курсу 2019 года, положила конец продолжавшейся 125 лет российской одиссее в Аляске и ее расширению за пределами коварного Берингова моря, в результате которого границы Российской империи находились к югу от расположенного в Калифорнии Форта Росс, в 144 километрах (90 миль) от залива Сан-Франциско.
Сегодня Аляска является одним из самых богатых штатов из-за своих обильных природных ресурсов, включая нефть, золото и рыбу, а также благодаря своим огромным пространствам нетронутой дикой природы и своему стратегическому расположению в качестве окна с видом на Россию и воротами в Арктику.
Так что же побудило Россию покинуть свой американский плацдарм? И как она завладела этой территорией?
Будучи потомком эскимосов племени инупиак (Inupiaq), я изучал эту историю на протяжении всей своей жизни.
Россия смотрит на восток
Жажда овладения новыми территориями привела Россию на Аляску, а затем и в Калифорнию в XVI столетии, когда территория этой страны была несравненно меньше, чем сейчас.
Ситуация начала меняться в 1581 году, когда Россия захватила Сибирское ханство, находившееся под контролем одного из потомков Чингисхана. Эта ключевая по своему значению победа открыла русским ворота в Сибирь, и через 60 лет они уже были на берегах Тихого океана.
Русское продвижение по территории Сибири отчасти подпитывалось прибыльной торговлей, стремлением расширить зону распространения Русской православной церкви среди «языческого» населения на востоке, а также желанием включить в состав Империи новых налогоплательщиков и природные ресурсы.
В начале XVIII столетия Петр Великий, создатель российского военно-морского флота, хотел узнать, как далеко на восток распространяются земли Азии. Сибирский город Охотск стал стратегическим пунктом для двух исследовательских экспедиций, направленных туда по его распоряжению. В 1741 году Витус Беринг успешно преодолел пролив, носящий теперь его имя, и увидел гору Святого Ильи, рядом с которой сегодня располагается поселок Якутат, штат Аляска.
Хотя вторая Камчатская экспедиция закончилась лично для Беринга катастрофой, поскольку на обратном пути из-за плохой погоды его корабль потерпел крушение рядом с самой западной оконечностью Алеутских островов, а затем он сам умер от цинги в декабре 1741 года, это был невероятный успех для России. Оставшиеся в живых члены команды починили корабль, нагрузили его на обратном пути до предела шкурами сотен морских выдр, лис и морских котиков и затем вернулись в Сибирь, поразив при этом своим ценным грузом русских охотников, занимавшихся пушным промыслом. Все это вызвало нечто подобное Золотой лихорадке в Клондайке, которая, как известно, началась спустя 150 лет.
Появляются вызовы
Однако поддержание этих поселений было непростой задачей. Русские на Аляске, — их количество не никогда не превышало 800 человек, — столкнулись с реальностью, которая состояла в том, что они находились на расстоянии в половину земного шара от Санкт-Петербурга, который в то время был столицей Империи, и коммуникации превратились в ключевую проблему.
Однако спустя 30 лет это поселение, созданное для продолжения исследований в Америке, перестало существовать. Вскоре после этого русские начали серьезно сомневаться в своей способности управлять колонией на Аляске.
Эта колония перестала приносить прибыль, поскольку популяция морских выдр была полностью уничтожена. Аляску было сложно защищать, и, кроме того, у России было мало наличных денег из-за расходов на войну в Крыму.
Американцы очень хотели заключить сделку
Русские были готовы продать. Но почему американцы захотели купить?
Что касается Аляски, то американцы видели там потенциал для добычи золота, мехов и рыбы, а также возможность увеличения торговли с Китаем и Японией. Американцев беспокоило то, что англичане могут попытаться закрепиться на этой территории, и поэтому приобретение Аляски, как было принято тогда считать, должно помочь Соединенным Штатам стать тихоокеанской державой. И в целом правительство страны было настроено на экспансию, а опиралось оно на популярную в то время идею «явного предначертания» (manifest destiny).
Поэтому и была заключена сделка с непредсказуемыми геополитическими последствиями, а американцы в итоге получили неплохой куш за свои 7,2 миллиона долларов.
Соединенные Штаты стали обладателями 150 миллионов гектаров (370 миллионов акров) в основном совершенно дикой территории, — это почти треть размера Европейского Союза, включая 90 миллионов гектаров (220 миллионов акров) нынешних федеральных парков и природных заповедников. Были получены сотни миллиардов долларов за счет продажи за все последующие годы китового жира, мехов, меди, золота, древесины, рыбы, платины, цинка, свинца и нефти, и все это позволяет Аляске существовать без налогов с продаж и подоходного налога, и, кроме того, каждый житель этого штата получает ежегодное пособие. Расположенные на Аляске месторождения еще содержат миллиарды баррелей нефти.
Этот штат также занимает ключевое положение в системе обороны Соединенных Штатов с его военными базами в Анкоридже и Фэрбанксе, и, кроме того, это единственная связь страны с Арктикой, что обеспечивает Америке место за столом переговоров в тот момент, когда тающие ледники позволяют вести разведку и добычу значительных природных ресурсов этого региона.
В конечном итоге в 1959 году Аляска стала федеральным штатом, а произошло это после того, как президент Дуайт Эйзенхауэр подписал Акт об образовании штата Аляска (Alaska Statehood Act).
Уильям Хенсли, приглашенный почетный профессор Университета Аляски, город Анкоридж.
Это обновленная и сокращенная версия статьи, первоначально опубликованной 29 марта 2017 года.