Мы переживаем период, когда нарастают глобальные риски и обостряются региональные вызовы. Страны, расположенные на маршруте, который мы по старинке называем «Шелковым путем», а в соответствии с современным подходом — «инициативой "Один пояс, один путь"», предвещают много разных событий. Более того, по мере смещения центра тяжести мировой экономики с Запада на Восток страны с богатыми природными ресурсами на этом маршруте ждут непростые времена.
Задний план торговой войны
Как только Трамп пришел в кабинет президента, первым делом он вывел США из многосторонних торговых соглашений и начал торговую войну против Китая. Хотя технически торговая война во многом объясняется через дефицит в торговле двух стран друг с другом, складывающаяся сегодня ситуация подразумевает совсем другую причину. США, не сумевшие эффективно использовать период биполярности, который подошел к концу после холодной войны, проводят активную политику по восстановлению былого величия в новом мировом порядке, ставшем многополярным в результате глобальных экономических и политических событий. Откровенно говоря, я пытаюсь смягчить, называя это «политикой», хотя стратегии, применяемые США, порой отличаются такой жесткостью, что выходят даже за рамки войны. Трамп в ходе своей предвыборной кампании назвал эту стратегию «сделаем Америку снова великой» («Make America Great Again»).
На пути к восстановлению былого величия и устранению потенциальных конкурентов перед США стоят четыре крупные проблемы. Одна из них — Европейский Союз (ЕС). Открытой поддержки, которую администрация Трампа оказала Брекситу, было достаточно для того, чтобы переполошить ЕС. Другая проблема — Китай. США, с одной стороны, притесняют Китай экономически, хотя и сами несут экономические издержки, с другой, — географически окружают Китай, провоцируя или поддерживая те или иные региональные события. Об этом свидетельствует высокое напряжение, которое наблюдается в последнее время вокруг Северной Кореи, Гонконга и Центральной Азии. Еще одна важная проблема — Индия. Необходимо внимательно следить за вновь вспыхнувшей проблемой Кашмира, который много лет выглядел спокойным регионом. А четвертая проблема для США — Россия. При Путине Россия снова вернулась на международную арену и делает важные шаги в регионах, которые США желают держать под свои контролем, прежде всего на Ближнем Востоке. В этих условиях США применяют в регионе новые стратегии, ориентированные на близлежащее к России географическое пространство.
Внимание к странам с богатыми природными ресурсами!
Война — это событие, на которое выделяются расходы в краткосрочной перспективе для максимизации долгосрочных экономических интересов. Книги по истории содержат многочисленные упоминания о войнах, которые велись за стратегически важные торговые пути и города с большими объемами торговли. Среди историков даже часто встречаются комментарии о том, что Первая мировая война вспыхнула из-за ближневосточной нефти, а Вторая мировая война — из-за каспийской нефти. Стратегии, которые применялись во время войны, а также послевоенный передел свидетельствуют в пользу этой точки зрения.
Сегодня страны с богатыми природными ресурсами, прежде всего, в регионе, окружающем Россию, и государства стратегического значения на важнейших торговых маршрутах также поджидают определенные риски. Вполне вероятно, что в этих странах могут произойти события, нацеленные на смену их лидеров, или какие-то недемократические процессы, которые расчистят поле для кандидатов, что изменят балансы интересов. Очевидно, предотвращение такого развития событий обладает большим значением не только для стран, о которых идет речь, но и в то же время для региона и мира в целом.
Кто зажжет фитиль?
В нынешний период стабильность в странах, где существуют благоприятные демографические условия для возникновения хаоса, а переход экономической силы из одних рук в другие может пошатнуть политическую систему, важнее всего. Нет более подходящего варианта для разжигания самофинансируемой войны, чем страны с богатыми природными ресурсам. В таком случае не нужно исключать, что мировые субъекты для обеспечения своей собственной экономической безопасности в долгосрочной перспективе могут не преминуть бросить в огонь страны Центральной Азии и Кавказа.