(ООН) — Премьер-министр Пакистана Имран Хан выступил с резким заявлением о том, что новая война между Индией и Пакистаном возможна в связи с тем, что Индия предпринимает жесткие репрессивные действия в спорном штате Кашмир. В то же время президент Дональд Трамп второй раз за три дня встретился с индийским премьер-министром Нарендрой Моди с явным намерением завести с ним дружбу.
Осыпая Моди похвалами и заявляя, что он не менее популярен, чем легенда американского рока Элвис Пресли, Трамп призвал стороны урегулировать свои разногласия.
Выступая во вторник в ООН перед репортерами, Хан охарактеризовал Моди совершенно другими словами, назвав его расистом.
Индия и Пакистан, соперничающие между собой ядерные державы, два раза воевавшие из-за Кашмира, 5 августа вступили в острое противостояние, когда Моди лишил ограниченной автономии подконтрольную Индии часть Кашмира.
Возглавляемое индусскими националистами правительство Моди ввело в Кашмире комендантский час и практически полностью отключило связь жителям этого региона, где преобладает мусульманское население.
«50 дней 900 000 солдат держат в тисках народ Кашмира», — заявил Хан, рассказывая о массовых арестах, закрытых больницах и «тотальной информационной блокаде».
«Восемь миллионов человек томятся в тюрьме под открытым небом, что беспрецедентно для нашего времени и эпохи…. Наибольшую тревогу вызывает то, что произойдет после отмены комендантского часа. Мы опасаемся кровавой расправы, поскольку там 900 000 солдат, — сказал Хан. — Не исключено, что в какой-то момент две ядерные державы сойдутся в схватке».
Индо-пакистанский конфликт из-за Кашмира начался в конце 1940-х годов, когда эти страны получили независимость от Британии. В этом регионе огромное количество войск, его патрулируют солдаты и военизированная полиция. Большинство кашмирцев недовольно присутствием индийских войск.
Моди выступает в защиту проводимых в Кашмире изменений, заявляя, что его цель — освободить регион от сепаратизма. Сторонники Моди приветствовали этот шаг.
Если Хан предупреждал о войне, то Трамп вел себя с Моди намного обходительнее. Во вторник он сравнил индийского премьера с покойным американским певцом Пресли, которого часто называют королем рок-н-ролла. А в воскресенье Моди был оказан королевский прием в Хьюстоне. Президент выкроил время в своем графике и присоединился к Моди, которого в Техасе приветствовали 50 000 радостных индийцев, проживающих в Америке.
«Эти люди просто с ума сошли, — сказал Трамп, встречаясь с Моди на полях Генеральной Ассамблеи ООН. — Вы были как Элвис».
Когда Трампа попросили охарактеризовать отношения с Моди, он сказал: «Лучше не бывает».
«Я его глубоко уважаю, я им восхищаюсь, и мне он по-настоящему нравится. Говорить с ним — это совсем другое дело, чем с другими», — заявил президент репортерам.
Далее он назвал Моди «настоящим джентльменом» и «великим лидером», а также предложил называть его «отцом Индии».
Моди тоже осыпал Трампа похвалами, заявив: «Он определенно мой друг, но он также друг Индии».
Касаясь противостояния в Кашмире, Трамп призвал Моди и Хана к поиску урегулирования. «Мы все этого хотим», — сказал Трамп, встречавшийся с Ханом в понедельник.
По словам Хана, на этой неделе он поднял вопрос о Кашмире перед мировыми лидерами. Но никакой заинтересованности во встрече с Моди он не проявил. «К сожалению, Индией сегодня правит расист, сторонник превосходства индуистов, — сказал пакистанский руководитель. — Они не считают мусульман равноправными гражданами».
Хан также прокомментировал заявления начальника штаба сухопутных войск Индии Бипина Равата (Bipin Rawat) о том, что Пакистан вновь открыл лагеря боевиков в своей части Кашмира и что 500 боевиков готовы проникнуть в Индию. Он не представил никаких доказательств в подтверждение своих заявлений, и Хан назвал его слова «ерундой».
«Какую выгоду может извлечь Пакистан, направляя в Индию террористов, когда там сейчас 900 000 военнослужащих? В этом случае следует ждать только усиления гнета и преследований народа Кашмира», — сказал он.
Хан также заявил, что по просьбе Трампа он выступил в качестве посредника между ним и иранским президентом Хасаном Рухани, чтобы организовать переговоры по ядерному противостоянию. В подробности Хан вдаваться не стал, однако отметил, что в понедельник он разговаривал с Рухани, когда Трамп попросил его «ослабить напряженность».
«Мы сделаем все возможное», — заявил пакистанский премьер-министр.