Американские законодатели имеют полное право потребовать объяснений не только от Трампа, но и от Зеленского как второго собеседника. Американцы могут потребовать письменных свидетельств, не пытался ли Трамп через другие каналы — в частности, встречу Руди Джулиани с президентским советником Андреем Ермаком, состоявшуюся в Мадриде и детали которой первый умышленно слил в Твиттере — получить от Зеленского уступки по делу компании «Бурисма». Поэтому о приезде в Вашингтон сейчас речь вообще не идет.
Я не верю в импичмент — это исключительно элемент предвыборной кампании. Потому что даже среди демократов в палате представителей сегодня нет абсолютного большинства: очень многие люди не определились, часть выступает против. Тем более, что эта процедура очень длинная. Единственный раз все дошло до конца лишь при Никсоне, а потом еще был Клинтон — и в обоих случаях это завершилось ничем. Производство в любом случае будет продолжаться больше года, а следующие президентские выборы состоятся уже в октябре 2020-го. Поэтому процесс закончить невозможно.
Последние опросы показывают, что 55% американцев поддерживают начало процедуры импичмента. Но это не значит, что они поддержат ее в итоге. Кроме того, сейчас ситуация может сыграть на руку Трампу, мобилизовав его электорат, которому он теперь сможет успешно доказывать, как злодеи-демократы нечестными методами хотят сбить его с ног. На самом деле, сейчас все зависит от состояния американской экономики: если с ней будет все в порядке, я бы не хоронил Трампа. Сейчас он проигрывает Байдену, и импичмент создаст ситуацию, при которой американское общество может потребовать заодно и расследования дела «Бурисмы». В отличие от постсовка, в американской политике родители за детей отвечают, поэтому скандал с Хантером Байденом и его гипотетическая коррупция могут иметь очень разрушительные последствия для кампании отца.
Единственный вариант для Украины наладить ситуацию в свою пользу — это максимально дистанцироваться. Я категорически против, чтобы мы вмешивались в американскую политику. Так уже не получится, но остается два варианта. Если от министерства юстиции США в украинскую генпрокуратуру поступит официальный запрос расследовать дело «Бурисмы» (а Украина в свое время подписывала обязательства о таком сотрудничестве), то это будет выглядеть как вполне официальная реакция, а не ответ на прихоть Трампа. Если же письма не будет, а Трамп и в дальнейшем будет требовать, то Украина категорически не должна ничего инициировать сама, так как это будет выглядеть как политическое расследование, а не чисто уголовное.
Но, к сожалению, в такой президентско-парламентской стране как США определяющей является роль президента. И если Трамп захочет заблокировать эти деньги, то его никто не заставит поступить иначе. Здесь все зависит исключительно от доброй воли, а такой у Трампа, как видим, нет. Поэтому я настроен пессимистично.
Этот скандал очень серьезно ударит по украинско-американскому партнерству. Нам надо только стараться выйти с минимальными потерями, понимая, что Россия будет использовать все эти новости на пользу себе. И не только раздувать скандал в медиа, но и через отдельных сенаторов, а прежде всего конгрессменов (российских сторонников среди них немного, но все же) требовать расследования того, о чем уже заявлял Трамп: коррупции при распределении американской помощи. И теоретически такое расследование вполне возможно.
Чем бы ни закончилась эта история, очевидно одно: Украине без потерь не обойтись.