«Мы не отдадим границ Киеву, и ни о каком контроле над границами Киевом не может быть и речи!» — так заявили в руководстве Донбасса всего через несколько часов после того, как в Минске на заседании трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины была достигнута некая договоренность.
«Подписание формулы Штайнмайера в Минске- важная дипломатическая победа республик Донбасса…» — заявила министр иностранных дел так называемой ДНР Наталья Никонорова.
В тот момент президент Украины Владимир Зеленский пустил в ход все свое актерское искусство, харизму и риторический талант, чтобы убедить собственных граждан в том, что он не собирается входить в историю как президент-предатель, подписавший капитуляцию.
Данные о точном содержании документа и о том, кто его подписал, разнились в зависимости от того, кто их сообщал. Таким образом, было совершенно невозможно понять, договорились ли Киев и донбасские пророссийские сепаратисты вообще о чем-либо.
Через несколько часов ситуация вокруг «неожиданного мира» несколько прояснилась. Из совместного заявления руководителей так называемых Донецкой и Луганской Народной Республики, подписанного Денисом Пушилиным от ДНР и Леонидом Пасечником от ЛНР, следовало, что каждая из сторон понимает договор по-своему. Они не сходятся в том, кто будет контролировать границы, у кого будет право на ношение оружия, кто будет судить преступников и какими будут приоритеты внешней политики.
С точки зрения Донбасса
В начале заявления сепаратисты благодарят Россию, а также Германию и Францию за то, что они наконец-то «принудили» Украину подписать формулу Штайнмайера. И сразу же добавляют, что это исторический момент, так как теперь Донбассу гарантирован «особый статус», а это якобы означает признание «особого права народа Донбасса на самостоятельное определение своей судьбы».
Далее в заявлении говорится: «Мы сами будем решать, на каком языке говорить, какой будет наша экономика, как будет формироваться наша судебная система, как будет защищать наших граждан наша Народная милиция, и как мы будем интегрироваться с Россией»
Если бы результатом минских переговоров действительно было то, что описали руководители ДНР и ЛНР, то, по-видимому, тихо ликовать могли бы и в Москве. Ведь получается, что Украины в ее прежних границах (как минимум на какое-то время) уже нет.
С точки зрения ОБСЕ
Определенную ясность в информационную неразбериху внесло разъяснение представителя ОБСЕ — австрийского дипломата Мартина Сайдика. Он заявил, что контактная группа составила для каждого участника конфликта письмо, к которому приложила формулу Штайнмайера, и каждый, таким образом, подписал свой текст.
Документ, который можно было бы назвать мирным соглашением, пока якобы не оформлен окончательно. «Мы лишь ответили на письмо господина Сайдика, одобрив текст формулы Штайнмайера», — заявил также Зеленский.
Из вышесказанного следует, что пока слишком рано ликовать или горевать о поражении. Тем не менее встреча в Минске сыграла принципиальную роль.
С точки зрения Киева
Подписанное письмо не аналогично договору, взятому обязательству или закону, как полагают в украинской столице. Оно лишь является основой для нового закона, в котором все будет прописано так, как украинский народ (по крайней мере та его часть, которая живет за пределами оккупированных территорий) пожелает. В будущий закон о статусе Донбасса формулу Штайнмайера якобы соответствующим образом впишут. Каждый шаг будет согласовываться с гражданами, и все обсудит и утвердит парламент, как обещает Зеленский.
«Не будет пересечена ни одна красная линия, и поэтому не будет никакой капитуляции», — утверждает президент, добавляя, что прославленная «формула» — это всего лишь несколько предложений. Основную же роль сыграет закон, который вступит в силу только после проведения выборов на Донбассе.
Голосование должно состояться в соответствии с украинской конституцией в присутствии международных наблюдателей и, главное, без российского оружия. Не должно быть и народной милиции, о которой говорят в Донецке и Луганске. Только украинская полиция.
Но как только президент выступил с этими заверениями, восток Украины заявил: «Хотим предостеречь господина Зеленского от опрометчивых действий. Если он хочет добиться мирного сосуществования с ДНР и ЛНР, пусть вступает в прямой диалог с нами, а не делает непродуманные и бессмысленные односторонние заявления». Вот что украинскому президенту передали с Донбасса самоуверенные лидеры повстанцев Пушилин и Пасечник.
В Киеве это вызвало очередную бурю страстей.
Формула Штайнмайера — ни к чему не обязывающая рекомендация
Формула, названная в честь своего автора, бывшего министра иностранных дел, а ныне президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, на самом деле затрагивает только один пункт из ранее подписанных минских договоренностей — особый статус Донбасса. Немецкий дипломат предложил эту формулу на переговорах в конце 2015 года.
На протяжении года его предложение обсуждалось, однако оно так и не было сформулировано в виде договора, который все участники переговоров могли бы подписать. Не произошло этого и теперь.
На самом деле формула — это перечень гарантий, которые Украина дает сепаратистским анклавам, но предоставят их только после того, как украинский парламент включит их в будущий новый закон о статусе Донбасса. Правда, его еще нет даже в виде законопроекта.
Президент Зеленский после вступления в должность весной этого года выделил как одну из главных целей — достижение мира на Донбассе. Формула Штайнмайера опять появилась на сцене вместе с бывшим комиком. Но не Киев о ней вспомнил — больше всех она устраивает Москву, а значит, и сепаратистов.
Месяц назад, второго сентября, состоялась встреча советников самых высокопоставленных представителей стран-участниц минских переговоров. Эта встреча осталась без внимания СМИ, а ведь ее участникам удалось прийти к единому тексту, сформулированному на основе первоначальных тезисов Франка-Вальтера Штайнмайера. Официально этот текст нигде не опубликован, но недавно он появился в СМИ в виде «черновика».
В таком виде формулу Штайнмайера опубликовали некоторые российские и украинские СМИ. Из текста следует, что закон об особом статусе Донбасса вступит в силу в 20 часов местного времени в день, когда состоятся внеочередные выборы в некоторых районах Донецкой и Луганской области (Киев принципиально не упоминает о «республиках»).
Горячие украинские головы призывают к свержению Зеленского либо к его всенародному линчеванию за измену родине. Однако на Украине появились и более сдержанные оценки ситуации. Некоторые полагают, что еще ничего не потеряно, и закон о статусе Донбасса — это очень отдаленная перспектива.
Больше всего опасений связано с тем, что Россия, будучи крупнейшим игроком в этом конфликте, не станет соблюдать никаких договоренностей или будет трактовать их по-своему. На это указывают заявления лидеров ДНР и ЛНР, которые явно предварительно проконсультировались с Москвой. Подтверждают опасения и многочисленные заголовки донбасских СМИ. «Это победа ДНР и ЛНР», — написало, например, правительственное Донецкое информационное агентство.
Зеленскому аплодируют только пророссийские политики
Больше всего критики вызвало подписание формулы Штайнмайера в Киеве и на Западной Украине, где об этом событии почти сразу высказались почти все местные руководители. Политические партии публиковали одно заявление за другим. Бывший актер, комик, а ныне президент Зеленский впервые с момента вступления в должность «насладился» в полной мере беспорядочностью украинской политической арены.
Партия «Европейская солидарность» сначала потребовала гарантий безопасности, и только после, по мнению ее членов, возможны переговоры о статусе территорий, которые контролируют сепаратисты и российская армия. В противном случае «это путь к капитуляции», как говорится в заявлении партии, которую возглавляет экс-президент Петр Порошенко.
Насторожить Зеленского может и то, что единственный представитель украинской политической арены, который ему аплодирует, — это пророссийская «Оппозиционная платформа — За жизнь».
Настоящая буря разразилась в социальных сетях. Украинцы опять разделились на враждующие лагеря. Распространилось мнение о том, что Украина «устроила себе собственное Приднестровье» (молдавский анклав, который почти 20 лет контролируют российские вооруженные силы — прим. авт.).
Многие спрашивают, что президент Зеленский считает теми красными линиями, которые он обещает не пересекать? Апокалиптические прогнозы чередуются с радостными записями о приближающемся мире и возвращении в российское лоно.
Многие предостерегают главу государства, считая, что он не должен жертвовать стратегическими интересами ради сиюминутного сложения оружия. Кроме того, если Киев действительно согласится на то, чему сейчас радуются Донецк и Луганск, то есть на их собственную народную милицию, то де-факто тем самым легализует вооруженные силы сепаратистов.
Некоторые критики формулы Штайнмайера еще в ночь на второе октября оторвались от компьютеров и направились к президентской резиденции. «Объясните нам, что означает эта формула», — кричали они в окна. Другие активисты договорились по доброй традиции выйти на киевский Майдан. На место, где, как правило, решаются судьбоносные для страны вопросы. Что чаще всего скандировали? «Мы не хотим капитуляции!»