«MahraJazz» в Хайфе: какое отношение Палестина имеет к джазу? (Raseef22, Ливан)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Музыка объединяет страны и народы. Палестинская молодежь, уставшая от борьбы за свое место под солнцем, решила выразить свой протест через джаз. Будучи музыкой свободных людей, по мнению автора, джаз может помочь угнетенным палестинцам сплотиться и выступить мирным маршем. О джазовом фестивале в Хайфе и Рамалле - в статье.

С 16 по 26 октября в городе Хайфа пройдет третий независимый джазовый фестиваль «MahraJazz». Название фестиваля составляет игру слов — «Mahrajan» (с араб. «фестиваль») и «Jazz».

Фестиваль был создан в 2017 году по инициативе независимой группы палестинской молодежи. Он представляет собой альтернативную музыкальную площадку, которая позволяет поклонникам джазовой музыки встречаться, общаться и делиться впечатлениями. На открытии фестиваля «MahraJazz» организаторы сказали: «Мы верим, что музыка и искусство — высшие формы самовыражения человека».

Фестиваль «MahraJazz» будет проходить в двух городах — Хайфе и Рамалле. В рамках фестиваля состоятся музыкальные концерты, а также в сотрудничестве с Международным хайфским кинофестивалем пройдут мастер-классы и кинопоказы. На торжественном открытии джаз-фестиваля «MahraJazz» с приветственным словом выступил американец иракского происхождения Амир ас-Саффар, который объединил джаз и восточную музыку Ирака.

Ирак и джаз в Хайфе

Один из организаторов фестиваля «MahraJazz» Сюзанна Матар рассказала в интервью Raseef22, что у Амира ас-Саффара очень интересная история. Он родился в США в семье американки и иракца, но вдали от своих корней он чувствовал себя совершенно чужим, как и его отец.

Амир не знал арабского языка, поэтому устремился в мир западной и классической музыки: «Его жизнь кардинально изменилась, когда он нашел свои корни в музыке. Он путешествовал по Ираку, Сирии и Египту, чтобы оказаться ближе к собственным корням, отыскать свое наследие и историю. Его жизнь как джаз, который тесно связан с проблемой самоопределения».

Сюзанна также высказала мнение о связи джаза и Палестины: «Наши истории похожи, только нам удается создавать музыку по-другому. Что такое свобода? Джаз не освободил негров, но он дал им чувство свободы, когда они были в рабстве. А когда человек попадает в заточение у него только два выхода: впасть в депрессию или раскрасить свои дни яркими красками».

Сходство между палестинцами и афроамериканцами

Организаторы фестиваля «MahraJazz» говорят: «Мы видим большое сходство между палестинцами и афроамериканцами с точки зрения преодоления трудностей. Джаз — это образ жизни и философия, возникший в ответ на бесчеловечную несправедливость, с которой сталкивались африканцы в США, и поэтому джаз — это язык и голос, который воплощает основные ценности: свободу, освобождение, общение и расширение прав и возможностей. Это продукт долгой борьбы».

Возвращаясь к идее создания «MahraJazz» организатор фестиваля Адам аль-Хадж Яхья рассказал Raseef22: «Во-первых, мы группа молодых людей, которая любит джаз. Мы увидели, что в Палестине существует пустая "джазовая ниша". А, во-вторых, к созданию фестиваля нас подтолкнуло ошибочное представление людей о джазе, как будто он далек от нас».

По мнению Адама, джаз — это не только музыка, а большой политический и культурный аспект. «Я вижу джаз как средство самовыражения, чья история связана с трудностями. Эта музыка стала ответом на несправедливость, с которой столкнулись африканцы в США. Люди встречались и рассказывали об этих трудностях через музыкальные инструменты. Джаз — это философия, которая объединяет людей в одном месте и позволяет наладить диалог», — говорит он.

«Несмотря на различия между борьбой афроамериканцев и палестинцев, существует также и определенное сходство. А именно схожие интересы между интернациональным движением активистов "Black Life Matters", выступающее против насилия в отношении чернокожего населения, и Международным палестинским движением солидарности, которое оказывает поддержку палестинцам, где бы они ни находились. Тем не менее, джаз не проник глубоко в палестинское общество, поэтому мы увидели необходимость рассказать о нем», — добавил Адам.

Борьба не только через демонстрации

Как и многие независимые палестинские культурные проекты в Хайфе, «MahraJazz» сочетает в себе музыку и политический контекст. Фестиваль рассказывает историю этого места и людей и связывает их с арабской средой и/или с остальным миром. Музыкант Джамиль Матар, который также является одним из организаторов фестиваля, рассказал Raseef22: «Джаз был создан и развивался в соответствии с бедственным положением африканцев в течение последних 100 лет. Мы видим много общего с палестинцами, которые подвергаются физическим или культурным преследованиям».

«Джаз был ответом африканцев на преследования. Они нашли свободную нишу в музыке, где выразили свой призыв к свободе. Мы хотим сделать тоже самое. Когда я сталкиваюсь с проблемой, то задаю вопрос: как я с ней справлюсь? Буду ли я плакать из-за того, что стал жертвой или создам движение?», — добавил он.

«Наша борьба, борьба палестинцев, может вестись не только с помощью демонстраций, но и через музыку и культуру, тогда наше восприятие реальности может измениться. Джаз основан на импровизации, чтобы передать то, что музыкант чувствует в настоящий момент. Грусть или радость — любые чувства имеют полное право на существование, выражение, принятие и уважение», — считает Матар.

Израильские площадки далеки от настоящего джаза

На палестинских территориях есть израильские площадки, где играют джазовую музыку, поэтому джаз доступен так или иначе. Джамиль Матар говорит: «Никто не понимает, что такое настоящий джаз, но есть коммерческий джаз. И разница очевидна. Есть то, что классифицируется как джаз, но это не он. На мой взгляд, трудно играть джаз, если не понимаешь откуда взялась музыка или не знаешь как отразить связь со своими корнями».

«На израильских площадках я не всегда вижу выступления, соответствующие принципам настоящего, а не коммерческого джаза. "MahraJazz" заинтересован в том, чтобы дать возможность выступить группам, сочетающие в себе музыку и политику. Мы стремимся создать пространство, где публика сможет общаться и обмениваться опытом. И это, пожалуй, то, что отличает нас от израильских фестивалей или того, что представлено на Международном джазовом фестивале в Эйлате», — утверждает Матар.

Обмен знаниями и радикальное пространство

На фестивале выступят музыканты, которые по большей части дают концерты за пределами Палестины. Кроме того, каждый из них проведет бесплатный мастер-класс, который обеспечит взаимодействие аудитории и музыканта. По словам организаторов «MahraJazz», подобные мероприятия позволяют обмениваться знаниями в течение всего фестиваля, а не просто развлекаться.

Незначительная поддержка «MahraJazz» осуществляется через арабские и палестинские культурные или коммерческие учреждения. В основном она связана с продажей билетов и большим количеством волонтеров, которые верят в идею фестиваля и то, что он предлагает палестинской общественности в Хайфе и Рамалле, а также всем, кто может и хочет бороться с колониализмом, препятствиями и притеснениями.

По поводу поддержки фестиваля Адам аль-Хадж Яхья рассказал: «Проект в некотором смысле радикальный и подпольный. Он независим с точки зрения финансирования. В то же время мы не работаем с организациями, которые притесняют какую-либо группу, то есть мы не сотрудничаем с теми, кто угнетает женщин или любые другие уязвимые слои населения».

«Нам важно, чтобы публика увидела сходство между Палестиной и джазом, между борьбой палестинцев и африканцев в США, и в то же время мы знакомим наших гостей-музыкантов с Палестиной и нашей историей как палестинцев. Каждое действие несет в себе смысл, поэтому мы чувствуем, что то, что мы делаем правильно, поэтому мы должны продолжать проводить этот фестиваль», — заявил он.

Обсудить
Рекомендуем