Два кадровых дипломата выступят в среду, 30 октября, со свидетельскими показаниями перед следователями из комиссии Палаты представителей. Они расскажут, как президент Трамп высказывал весьма пессимистичную точку зрения по поводу Украины, расходившуюся с позицией чиновников Белого дома и Госдепартамента, которые считали поддержку этого европейского государства ключевой в его борьбе с пророссийскими сепаратистами, как следует из их подготовленных заранее реплик, имеющихся в распоряжении нашего издания.
Чиновники Госдепартамента Кэтрин Крофт (Catherine Croft) и Кристофер Андерсон (Christopher Anderson) расскажут, что их оптимизм в отношении президента Украины Владимира Зеленского столкнулся с более мрачной позицией нового правительства Трампа и неофициальных каналов влияния, связанных с адвокатом президента Рудольфом У. Джулиани (Rudolph W. Giuliani).
Андерсон, кадровый сотрудник дипломатической службы, уточнит, какие действия предпринимались, когда чиновники США пытались поддержать Украину, сталкиваясь с категорическим отпором Белого дома, в том числе после того как российские вооруженные силы напали на украинские военные корабли и захватили их в Азовском море в 2018 году.
«В тот момент, когда мои коллеги из Госдепартамента спешно готовили заявление, осуждая Россию за эскалацию, высокопоставленные чиновники в Белом доме препятствовали его публикации», — собирается заявить Андерсон.
Крофт, занимавшаяся украинскими вопросами в Белом доме и Госдепартаменте, должна сообщить, что «за все» время ее работы в администрации Трампа она слышала, как президент и «прямо и косвенно» называл Украину коррумпированной страной.
Подготовленные показания не станут значительным дополнением к конкретным заявлениям других американских чиновников, утверждающих, что Трамп пытался оказать давление на Украину, удерживая военную помощь на 400 миллионов долларов и отказывая Украине в дипломатической поддержке, чтобы она начала расследование в отношении его политических соперников.
Крофт и Андерсон не были допущены к процессам принятия решений, в отличие от некоторых их высокопоставленных коллег, таких как, например, бывший заместитель советника по национальной безопасности Чарльз Купперман (Charles Kupperman), которого демократы Палаты представителей c трудом пытались пригласить для дачи показаний. Однако их показания позволяют получить представление о том, как теневая внешняя политика людей за пределами правительства подрывала работу чиновников США.
В частности, Крофт упоминает, как ей поступали необъяснимые звонки от вашингтонского лоббиста Роберта Ливингстона (Robert Livingston), «который сказал мне, что посла Йованович нужно отправить в отставку», имея в виду Мари Йованович (Marie Yovanovitch), занимавшую тогда пост главного посланника США в Киеве.
«Он назвал посла Йованович „чиновницей, сохранившей свой пост после окончания работы администрации Обамы" и сотрудничавшей с Джорджем Соросом», — планирует рассказать Крофт.
Йованович была отстранена от должности ранее в этом году, после того как Джулиани и его коллеги запустили необоснованную обвинительную кампанию, где утверждалось, будто она выступала против Трампа, поддерживая Джо Байдена (Joe Biden), бывшего вице-президента США, рассчитывающего стать кандидатом на пост президента от Демократической партии в 2020 году. Ранее в этом месяце Йованович под присягой отрицала эти обвинения.
«На тот момент — как и сейчас — мне не было ясно, в чьих интересах или за чей счет господин Ливингстон стремится отстранить посла Йованович», — планирует сказать Крофт.
Ливингстон, бывший конгрессмен от Республиканской партии от штата Луизиана, был избран как преемник Ньюта Гингрича (Newt Gingrich) на посту спикера Палаты представителей в 1999 году, но отказался от должности, когда стало известно о его внебрачном романе. Покинув Конгресс, он учредил компанию Livingston Group, ставшую одной из наиболее влиятельных в сфере лоббирования. Его компания представляла клиентов на Ближнем Востоке и по всему миру, в том числе политических деятелей на Украине, например, ее бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко, как следует из документов Департамента юстиции.
Крофт, как ожидается, заявит, что уведомила своего босса Фиону Хилл (Fiona Hill) и другого сотрудника Госдепартамента, Джорджа Кента (George Kent), о деятельности Ливингстона, а также что она «не знает о том, чтобы в ответ на это были предприняты какие-либо меры».
Планировалось, что свидетельские показания станут осью расследования, способного подвести к импичменту, так как демократы готовятся добиться открытых публичных слушаний по этому вопросу.
Как ожидается, Палата представителей проголосует на этой неделе по резолюции Демократической партии, устанавливающей правила для слушаний в Комитете по разведке и официально разрешающей республиканцам Палаты представителей запрашивать показания и документы. Этот вопрос решается в рамках голосования демократическим большинством.
Голосование по представленной во вторник, 29 октября, резолюции должно состояться в четверг, 31 октября, по словам многих представителей Демократической партии, не имеющих разрешения на публичные заявления.
Этот шаг является в некотором роде ответом на попытки республиканцев воспрепятствовать расследованию по импичменту, представляющих его как коварную уловку, направленную на отстранение Трампа от должности.
Пресс-секретарь Белого дома Стефани Гришэм (Stephanie Grisham) раскритиковала резолюцию во вторник вечером, утверждая, что она «согласна, что импичмент демократов в Палате представителей изначально был незаконной профанацией».
За последний месяц следователи заслушали показания и провели встречи с десятью должностными лицами и вызвали в суд или запросили документы примерно у 18 человек. Расследование официально началось 24 сентября.
До конца недели показания должны дать еще двое свидетелей. Тимоти Моррисон (Timothy Morrison), специальный помощник президента и старший директор по Европе и России в Совете национальной безопасности, выступит в четверг, 31 октября, а Роберт Блэр (Robert Blair), старший советник действующего главы администрации Трампа Мика Малвэни (Mick Mulvaney) — в пятницу, 1 ноября.