Наболевший вопрос россиянам: у вас «серый» доход? (The Paper, Китай)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Невысокие зарплаты побуждают россиян уклоняться от уплаты налогов, пишет автор, и сейчас «серые» доходы стали серьезной проблемой для страны. Но какой именно «серый» доход следует облагать налогом, и как вообще можно решить эту проблему? На эти вопросы Сун Цзясинь дает развернутый ответ.

В 2020 году в России пройдет перепись населения. Помимо подведения статистики народонаселения, еще одной задачей данной переписи будет являться определение источника дохода каждой семьи. Федеральная служба государственной статистики России пообещала не запрашивать сведения о законности заработной платы респондентов, но добровольцы, участвующие в переписи, будут исследовать, живут ли граждане за счет трудовых доходов, социального обеспечения или дивидендов. В последние годы в России было много случаев, когда жители уклонялись от уплаты налогов и не могли свести концы с концами. «Серый доход» — это реальная проблема, имеющаяся практически во всех регионах России. «У вас „серый" доход?», — этот вопрос будоражит российских жителей.

Я учился в Москве в течение года. Общаясь с российскими студентами, мною было замечено, что в российском обществе стало обычным и негласным явлением получать выгоду за деньги. Это вызывает резонанс у многих иностранных студентов. К наступлению выпускных экзаменов некоторые студенты давали деньги преподавателям, надеясь таким образом сдать экзамен или даже получить лучшие результаты. Некоторые россияне дают деньги сотрудникам административных ведомств в надежде побыстрее выполнить необходимые формальности. Родственники пациента дарят конверты с деньгами медицинскому персоналу для того, чтобы пациенту смогли оказать услуги повышенного качества. Даже иностранные студенты, обучающиеся в России, приспосабливаются к этому негласному правилу: многие из них несли деньги в международный отдел университета, чтобы им дали лучшее общежитие. Если подарить что-нибудь коменданту, она не будет намеренно создавать трудности. Все эти примеры — лишь малая часть проблемы «серых» доходов россиян.

На недавнем совещании в Саратовской области чиновники обсудили федеральную программу по легализации некоторых «серых» доходов. Согласно данным исследования, ежемесячный доход жителей Саратовской области не только ниже уровня минимальной заработной платы в России — 11280 рублей (сейчас около 1251,90 юаней) — но и ниже уровня жизни населения Саратовской области (Саратовская область — 8727 рублей в месяц). Большая часть доходов граждан находится в «серой» зоне, поэтому налоговые отчисления в регионе оказываются низкими. Данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы России свидетельствуют о том, что даже при учете долговой нагрузки населения расходы значительно превышают доходы граждан в данном регионе. Проблема «серых» доходов очень распространена не только в Саратовской области, но и во многих других регионах России.

В настоящее время трудно дать определение термину «серый доход». Обществом данный термин понимается как своего рода скрытый экономический доход между «законным доходом» и «незаконным доходом», который в основном реализуется «вне системы». Сюэ Лань, профессор института государственного управления Университета Цинхуа, считает, что «серый» доход необходимо разделять на два вида: первый — это незаконный и нерациональный доход, это опосредованное и замаскированное взяточничество. Данный вид «серого» дохода необходимо пресекать. Второй вид — рациональный, но не стандартизированный доход, который необходимо стандартизировать и контролировать. Значимой особенностью «серого» дохода является непубличность. Он ускользает от надзора правительства и общественности с помощью различных средств, таким образом, нарушая процесс нормальной уплаты налогов.

Налоги являются одним из важных элементов процесса перераспределения, осуществляемого правительством. Если снизить налоги в регионе, то это негативно скажется на всем процессе перераспределения. Всем известно, что начиная с советского периода и до нынешнего правительства Путина Россия придает большое значение социальному обеспечению своих граждан. Для поддержания высокого рейтинга правительство неоднократно обещало увеличить инвестиции в социальное обеспечение, которое также является одним из важных элементов процесса перераспределения государственных средств. Если сократить налоговые поступления от населения и при этом продолжать улучшать социальное обеспечение, то это приведет к плачевным последствиям для региональной экономики.

Стоит отметить, что в период шоковой терапии Россия в широких масштабах перенимала западную систему налоговой реформы. Для получения поддержки на местах Ельцин расширил налоговые полномочия местных органов власти. Из-за многочисленных тяжелых налогов предприятия не доверяли правительству. Чтобы избежать налогового бремени, они прятали большинство отраслей под серую экономику, что серьезно препятствовало поступлению государственных налогов и макрорегулированию экономики. Поэтому после прихода к власти Владимира Путина было проведено разумное реформирование структуры налоговой системы. Предприятия и население стали платить налоги в соответствии с законом. Хотя налоговая реформа Путина улучшила ситуацию крупномасштабного уклонения от уплаты налогов, но с точки зрения текущих новостей, по-прежнему существует проблема «серых» доходов. Это показывает, что изменение характера элементов невозможно осуществить в короткие сроки, этот период длится намного дольше, чем мы ожидали.

Большинство жителей России: наши зарплаты действительно невысокие

О чем беспокоятся россияне? Платить налоги — это их обязанность, почему они жертвуют своим чувством безопасности, чтобы избежать уплаты налогов при помощи «серого» дохода? Вероятно, причиной этого является то, что, по их мнению, они получают невысокие зарплаты. Какова среднемесячная заработная плата россиян? Взгляните на статистику. Согласно данным за первый квартал 2019 года, ежемесячный доход резидентов до вычета налогов составляет 44000 рублей, в пересчете на юани это около 4883,26. Сравнивая с ежемесячным доходом жителей других стран с 2018 по 2019 год, мы можем увидеть следующий момент: средний ежемесячный доход в США составляет около 22639,36 юаней, в Китае — около 5659,84 юаней, во Франции — около 29714,16 юаней, в Финляндии — около 32544,08 юаней.

Следует отметить, что цифра — 44000 рублей — не совсем соответствует действительности. С одной стороны, это только доход до выплаты налогов. После вычета 13% НДФЛ ежемесячный доход россиян составит около 38280 рублей (около 4248,44 юаней). С другой стороны, доход в форме заработной платы будет отличаться в разных регионах и разных видах профессиональной деятельности, поэтому эта цифра не может в полной мере отражать фактическую ситуацию. На самом деле, ежемесячный доход многих жителей России ниже 44000 рублей. Заработная плата в крупных городах, как правило, выше, чем в малых. Только в 20 регионах (включая Москву и Санкт-Петербург) средняя заработная плата превышает 40000 рублей. В более чем 30 регионах ежемесячная заработная плата даже ниже 30000 рублей. Заработная плата жителей небольших городов находится на уровне или даже ниже «минимального уровня заработной платы».

Согласно статистическим данным за 2018 год, около 4 миллионов россиян являются безработными, что составляет 5,2% от общей численности населения. Эти люди, возможно, не имеют дохода, либо живут на денежное пособие размером около 8000 рублей. Статистические данные за 2017 года показывают, что около 4,9 миллиона жителей относятся к классу «малообеспеченных», в то время как средний класс России составляет около 7-8%. Ежемесячный доход людей такого класса составляет около 50000 рублей (5549,16 юаней), на эту сумму можно купить или взять в ипотеку жилье, а также обслуживать автомобиль. Около 5,9 миллиона граждан имеют ежемесячный доход более 100000 рублей (11098,32 юаней), что составляет 4,1% от общей численности населения России. Так что на самом деле только 11%-12% жителей России имеют ежемесячный доход более 50000 рублей. Россиянам с разным уровнем доходов нелегко жить достойно: жизнь в больших городах ограничена высокими ценами на товары и высокой стоимостью жизни. В малых городах можно даже не гарантировать получение минимальной заработной платы. Таким образом, можно понять, почему большинство жителей скрывают свои «серые» доходы и избегают уплаты налогов.

Как повысить чувство безопасности налогоплательщиков?

Как повысить чувство безопасности налогоплательщиков, чтобы они могли платить налоги в соответствии с законом и больше не уклоняться? Самое главное, чтобы у работников было достаточно денег. По данным опроса, многие недобросовестные работодатели нарушают трудовое законодательство о минимальной заработной плате и различными способами удерживают средства из заработной платы работников. Подобная ситуация обнаруживается не только на малых и средних предприятиях, но и в крупных компаниях с численностью работников более 2500 человек. Причина этого заключается в неясной себестоимости рабочей силы. Согласно правилам Международной организации труда (МОТ), стоимость труда включает в себя сумму всех вознаграждений работников. Объем затрат на оплату труда должен быть больше, чем размер заработной платы, и включать не только заработную плату в денежной форме, но и различные виды социального обеспечения в материальной или нематериальной форме.

Таким образом, очень важно защитить заработную плату работников. Для достижения этой цели, с одной стороны, правительство должно установить законы, с другой, — предприятия тоже должны сотрудничать, чтобы обеспечить распределение заработной платы в полном объеме. Кроме того, должно быть гарантировано материальное и нематериальное социальное обеспечение трудящихся. Наряду с оптимизацией затрат на оплату труда, соответствующие надзорные органы также должны улучшить механизм надзора. Например, налоговые органы могут представлять информацию о трудовом законодательстве в инспекцию труда, которая должна контролировать, нарушают ли предприятия трудовое законодательство о минимальной заработной плате, и привлекать к административной ответственности тех, кто не соответствует требованиям.

На основе предоставления рабочим надлежащей заработной платы и социального обеспечения, необходимо также повысить заработную плату рабочих с более низкими доходами. Налоговые органы могут обсудить, какие категории «серых» доходов можно легализовать в той или иной степени для того, чтобы увеличить реальный доход в форме заработной платы, а также то, какие «серые» доходы необходимо пресечь. Если увеличить располагаемый доход жителей, то повысится активность уплаты налогов, и общая ситуация в отношении налогов может измениться в лучшую сторону. Но если легализовать какие-либо виды «серого» дохода, то люди по своей природе жадности начнут хотеть больше денег. Это может привести к тому, что все больше людей будут пользоваться пробелами в законодательстве и создавать еще больше «серого» дохода, поэтому также необходимо повысить ясность правовых норм и интенсивность контроля за незаконным «серым» доходом.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин предложил отменить право на бесплатное медицинское обслуживание безработных в России. По его мнению, это поможет бороться с так называемой «теневой занятостью» и «серыми доходами». Топилин пояснил, что некоторые безработные имеют скрытую работу и «серый» доход, но они не платят налоги и взносы на социальное страхование, поэтому предлагается запретить им пользоваться бесплатными медицинскими услугами наравне с обычными налогоплательщиками. Уклонение от уплаты налогов за счет «серых» доходов стало серьезной проблемой для россиян. Резкое сокращение налоговых отчислений сказалось на нормальном функционировании системы государственного пенсионного обеспечения. Однако решить проблему «серых» доходов в короткие сроки не получится. Необходимо продолжить изучение следующих вопросов: каким образом достигнуть координации в отношении уплаты налогов между государственным законодательством, предприятиями и обществом, как лучше использовать средства массовой информации для управления общественным мнением, как расширять налоговое сознание населения и как повысить осведомленность граждан и понимание процесса принятия правительством государственных решений.

Сун Цзясинь — докторант института международных и региональных исследований Пекинского университета

Обсудить
Рекомендуем