Эксперт: Зе-команда саботирует закон об украинском языке как государственном (Polskie Radio, Польша)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине языковой закон фактически не реализуется, сетует украинский языковой эксперт в интервью Polskie Radio. Зеленский и его команда исповедуют другую философию — идею о двуязычности Украины, а не ту, которую продвигал Порошенко. Однако осуществить свой план с наскока Зеленскому не удалось.

Мнение языкового эксперта Тараса Марусыка по поводу ситуации вокруг языкового закона в Украине.

Вопрос статуса украинского языка в контексте языковой ситуации в Украине, где во многих регионах во всех сферах жизни преобладает русский, является одной из тех острых проблем, которые всегда вызывали споры в обществе, подогреваемые разными политическими силами. В свою очередь, Кремль всегда использовал аргумент о якобы преследовании русского языка в Украине в своих геополитических целях, а в период режима Путина началось продвижение идеи «русского мира».

После победы Майдана и прихода к власти Петра Порошенко вопрос о реальном статусе украинского как единственного государственного языка был включен в качестве одного из главных в политическую повестку. Но, только уже после поражения Порошенко на президентских выборах в апреле этого года был принят и подписан закон «О функционировании украинского языка как государственного».

Но, после прихода к власти Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа» все снова поменялось и языковой закон, фактически, не реализуется.

Как сейчас можно оценить ситуацию с украинским языком и стоит ли говорить о саботаже закона об украинском языке как государственном со стороны нынешней власти?

С этим вопросом я обратился к Тарасу Марусыку, языковому эксперту, который является заместителем главы Координационного совета по вопросам применения украинского языка во всех сферах общественной жизни при Министерстве культуры Украины:

Сразу начну с последнего, относительно саботажа закона об украинском языке как государственном. Это очевидно, поскольку в законе прописана норма о том, что до 16 октября правительство должно назначить Уполномоченного по делам государственного языка. К сожалению, оно этого не сделало. Более того, в соответствии с законом, три государственных органа — Уполномоченный по правам человека, Министерство культуры и Министерство юстиции — должны были представить Верховной Раде свои кандидатуры. До сегодняшнего дня нет кандидатуры от минюста и, скорее всего, ее не будет, о чем дал понять глава ведомства. То есть, имеет место прямое нарушение закона, но, как видно, власти проблемы из этого не делают.

[…]

Кроме того, закон предписывает конкретные сроки, когда нужно составить проект бюджета на 2020 год по финансированию уполномоченного и Национальной комиссии по стандартам государственного языка — еще одного важного органа. Это не было сделано вовремя, то есть, до 16 октября. И только после нашего обращения, то есть, языковых активистов, премьер-министр пообещал что-то сделать. Деньги действительно нашлись. То есть, то, что правительство и власть должны были сделать самостоятельно, на основании закона, они сделали только, когда их подтолкнули.

Тарас Марусык обращает внимание на еще на одну проблему, а именно на внесения изменений в закон о высшем образовании, которые позволят вести обучение иностранных студентов на русском языке, в качестве «иностранного». Эксперт подчеркивает, что это косвенно может привести к русификации обучения студентов-граждан Украины:

Нельзя утверждать, что так будет происходить. Просто изменения внесенные в редакцию статьи 48 закона о высшем образовании и проголосованным в первом чтении, дают такую возможность. Здесь надо очень четко сказать, что пока что действующая статья 48 предусматривает, что языком образовательного процесса является государственный язык. Это также гласят другие образовательные законы. В них также речь идет об учебе, а также изучении иностранного языка. В отдельных случаях по желанию вузов можно осуществлять изучение одной или нескольких дисциплин на английском или других языках ЕС.

А сейчас дописали очень опасный пункт, как бы не для граждан Украины, а для иностранных студентов и лиц без гражданства, которые желают получить образование на иностранном языке. Но, тут надо сказать, что уже позабылась ситуация, когда министром образования Украины был Дмитрий Табачник. Он очень усердно пытался ввести русский как второй иностранный язык в 5 классах средних общеобразовательных школ. Тогда, уже после принятия закона Колисниченко-Кивалова они ситуативно решили не называть русский языком национального меньшинства, а иностранным. И вот эта норма, где просто написано обучение может вестись на иностранном языке, даст возможность, скажем в Харькове, Одессе и частично даже в некоторых киевских вузах, обучать иностранцев по старинке, на русском. А поскольку, как правило, это общие с украинскими студентами группы, то таким образом далеко не каждый украинский студент сможет психологически противостоять давлению преподавателя, который будет спрашивать: «а на каком языке читать?».

Можно считать, что, по большому счету, в Украине проходит сворачивание достижений Революции Достоинства и «Зе-команда» исповедуют другую философию, которая в языковой сфере выражается в идеи о двуязычности Украины. Фактически речь идет о закреплении русского языка как второго государственного. С одной стороны, украиноведы и языковые активисты отстаивают достижения в сфере украинского языка. Но, с другой стороны, если посмотреть на общество, то складывается впечатление, что для него сейчас являются приоритетом вопросы социально-экономического характера, а не мировоззренческие и идеологические аспекты.Комментарий Тараса Марусыка на этот счет:

Это поверхностное впечатление, а ситуация немного посложнее. Это очень интересный вопрос. Скажу так: частично соглашусь по поводу президента Зеленского и «Зе-команды». И вот почему — Зеленский и партия «Слуга народа» зная, что они будут контролировать власть очевидно планировали очень быстро отменить языковой закон. Они хотели сделать это под предлогом того, что это был просто пиар для Порошенко. Сейчас мы видим все эти политические дела, раскручиваемые против Порошенко. Но, когда они начали непосредственно заниматься на своих постах разными вопросами, в том числе вопросом государственного языка, то поняли, что это не только и не столько Порошенко. Во-первых, за этим стоит некое ядро активных граждан, которым это нужно, а те, в свою очередь, опираются на новые тенденции в обществе и широкую, хоть и молчаливую, его поддержку.

[…]

Почему я об этом говорю? Дело в том, что если проанализировать первые заявления разных чиновников в августе, начиная с самого президента Зеленского и руководителя Офиса президента Богдана и заканчивая министром культуры Бородянским, то тогда эти люди прямым текстом говорили, что нужно дать возможность для развития регионального русского языка в Донецке и Луганске. Говорилось о том, что информпространство нужно обеспечить русским языком. До сих пор стоит вопрос о создании государственного русскоязычного канала для Востока. Но уже после августа, где-то с половины сентября, такая риторика со стороны Зеленского и «слуг народа» начала затихать. Это означает некую паузу, которая может быть связана с тем, что с наскока не удалось осуществить первичный план, и теперь они вынуждены мириться с той ситуацией, которая сложилась в связи с принятием закона об украинском языке как государственном. Я также могу сказать, что сегодняшняя Верховная Рада — наиболее украиноязычная, и на русском языке там практически уже никто не выступает.

 

Обсудить
Рекомендуем