США проводят политику санкций из-за российских ракет, отмечают турецкие бизнесмены. Это затруднит достижение цели — увеличение товарооборота между США и Турцией до 100 миллиардов долларов.
Напряженность в отношениях Турции и США отразилась на торговле. Несмотря на то, что американская сторона официально не ввела каких-либо санкций и эмбарго, в отношении турецкого бизнеса применяются скрытые санкции. Тема ракет С-400 постоянно поднимается за столом переговоров в качестве предлога, рассказывает член Совета секторов Ассамблеи экспортеров Турции Рустем Четинкая (Rüstem Çetinkaya). Он подчеркивает, что американская сторона, используя эту тему, препятствует развитию торговых отношений двух стран.
В настоящее время во всем мире начинает происходить разграничение политики и торговли между государствами, но к американской стороне это неприменимо, обращает внимание Четинкая. По этой причине Турции и США будет очень сложно достичь цели — увеличить объем взаимного товарооборота до 100 миллиардов долларов. «Из-за С-400 реализация взаимных шагов в торговле затягивается, — продолжает Четинкая. — Нам говорят: "Давайте сначала решим эту проблему, а затем будем развивать бизнес"».
Сократился экспорт в Китай
Четинкая рассказал также о показателях турецкого экспорта, полезных ископаемых и природных камнях. По его словам, из-за снижения показателей на китайском рынке, который является крупнейшим для этого сектора, по итогам 2019 года ожидается спад. Из-за торговой войны между США и Китаем китайское руководство сокращает предоставление кредитов строительному сектору и направляет свою поддержку тем отраслям, которые больше всего страдают от этой войны. Четинкая отмечает: «Китай — крупнейший покупатель как наших полезных ископаемых, так и природных камней. А на втором месте — США. Однако замедление темпов роста китайской экономики и сокращение государственных кредитов для строительного сектора привели к падению нашего экспорта полезных ископаемых и природных камней в Китай. Китай — настолько крупный покупатель, что его потерю можно компенсировать четырьмя-пятью другими рынками. В этом году экспорт наших полезных ископаемых упадет примерно на 5% и составит 4,3 миллиарда долларов, а природных камней — на 4%, опустившись до 1,9 миллиарда долларов».
Продаем в два раза дешевле, чем итальянцы
Несмотря на то, что Турция обладает крупнейшими в мире запасами мрамора, этот потенциал не удается использовать в силу неэффективного брендинга, отмечает Четинкая. Из-за неспособности грамотно продвигать бренд компаний и страны в целом экспортная цена за единицу продукции остается на низком уровне. Так, экспортная цена за тонну мрамора составляет в среднем 261 доллар, в то время как у Италии в силу существующей ценности бренда цены в два раза выше, рассказывает Четинкая.