Вот вывод из получившего большую огласку спора в «Твиттере» между климатической активистской Гретой Тунберг и компанией Deutsche Bahn, государственным немецким оператором железных дорог: железнодорожные компании, на самом деле, не готовы к увеличению количества пассажиров, которые хотят меньше летать, чтобы сократить таким образом свой вклад в выброс углеводорода.
В воскресенье Тунберг разместила в «Твиттере» свою фотографию, на которой она изображена сидящей в проходе вагона, рядом с кипой багажа. «Еду на переполненном поезде по Германии, — написала она. — Наконец-то направляюсь домой».
Компания Deutsche Bahn ответила в резком тоне и поблагодарила Тунберг на то, что она поддерживает усилия железных дорог по защите климата и использует «на 100% чистое транспортное средство». Однако было сделано еще и такое дополнение: «Было бы еще лучше, если бы вы сообщили о дружелюбных и компетентных услугах, предоставленных вам нашей командой на вашем месте в вагоне первого класса».
Этот ответный удар, отличающийся весьма нехарактерным для немцев использованием частной информации, вызвал вскоре ответную реакцию. Как объяснила Тунберг, тот поезд, на котором она должна была поехать из швейцарского Базеля, был удален из расписания, и поэтому она вынуждена была сидеть на полу на двух разных поездах, пока она не добралась до Геттингена, расположенного на расстоянии в 550 километров (340 миль). «Это, конечно же, не проблема, и я никогда не говорила, что это проблема, — написала она. — Переполненные поезда — это отличный знак, потому что он означает наличие большого спроса на поездки по железной дороге».
К этому моменту, конечно же, вся эта история приобрела вирусную популярность. Немецкое телевидение принялось анализировать маршрут поездки Тунберг с помощью карты. Обозреватель газеты «Бильд» продемонстрировал солидарность с компанией Deutsche Bahn и назвал опубликованное фото «постановочным». «Грета без места и есть наша собственная Грета: она не может просто так получить место, как это делаем мы, — отметил он. — Но у меня возникает вопрос: насколько реальна Грета?»
Это неправильный вопрос в данном случае. Имело бы больше смысла спросить вот о чем: каким образом пассажир из вагона первого класса оказался на полу во время столь продолжительной поездки — да еще с пересадками? Ситуация усугубилось тем, что тот поезд, на который у Греты, действительно, был билет первого класса, 14 декабря не прибыл по расписанию.
Региональные и местные поезда курсируют с большей пунктуальностью, поэтому статистика компании Deutsche Bahn выглядит лучше: 98,4% поездов прибывают с отставанием не более 5 минут от указанного в расписании времени. Однако именно в случае с длинными маршрутами пунктуальность важнее всего: если пассажир опоздает на пересадку, то его путешествие после этого может оказаться непредсказуемо долгим и некомфортабельным. Иногда невозможно даже получить такое же, как у Греты, место на полу.
Причина подобного скатывания вниз удивления на вызывает. Компания Deutsche Bahn сталкивается с нехваткой персонала, а также со стареющим парком локомотивов и вагонов, а что касается инфраструктуры, то она все больше требует ремонта. По данным недавно проведенного анализа, инвестиции в Германии в железные дороги на душу населения составили в прошлом году всего 21% от вложений в эту отрасль Швейцарии, обладающей лучшей железнодорожной сетью в Европе. Кроме того, эта сумма была на треть меньше, чем в Соединенном Королевстве. Тем временем, интенсивность использования железных дорог в Германии возрастает.
Люди привыкают к хорошему обслуживанию, и поэтому, когда оно ухудшается, они, как правило, испытывают глубокое разочарование. В результате немцы в меньшей степени довольны пунктуальностью и надежностью путешествий по железной дороге, чем жители многих других стран, где поезда приходят вовремя не так часто.
Количество респондентов, довольных пунктуальностью и надежностью путешествий по железной дороге, в Германии меньше, чем в большинстве европейских стран.
Вопрос о том, чтобы сделать поездку по железной дороге более привлекательной альтернативой по сравнению с самолетом, активно представлен в политике немецкого правительства, посвященной защите климата. Компания Deutsche Bahn рассчитывает получить 118 миллиардов долларов в период с 2020 года по 2030 год, а сделано это будет в различной форме государственной помощи, в том числе за счет более низкого налога на добавленную стоимость на билеты (это сокращение немецкая компания обещает полностью распространить на пассажиров), а также в виде инвестиций в инфраструктуру.
Компания Deutsche Bahn должна поблагодарить Тунберг за значительную часть этой поразительной щедрости со стороны государства. Популярность Греты среди молодых людей сделала проблему сдерживания изменений климата одним из главных приоритетов во всех странах Евросоюза, но особенно в Германии, где традиционные политические партии с завистью смотрят на то, как «зеленые», согласно опросам, по популярности поднимаются на второе место.
Одно это должно было заставить компанию Deutsche Bahn проявить больше внимания к Грете Тунберг. Фотография этой молодой иконы, вынужденной сидеть на полу в поезде (да еще с билетом первого класса в кармане) нельзя считать прекрасной рекламой для тех пассажиров, которые хотят пересесть с самолета на поезд. Даже до того, как государственные деньги начнут поступать, оператору немецких железных дорог нужно будет предпринять значительные усилия, чтобы повысить эффективность своей работы.