Услышав фразу «гей-культура», вы, вероятно, подумаете о мужской гей- культуре и ее элементах, которые нормализованы и широко известны. Так было на протяжении десятилетий. От премий «Оскар», которыми был удостоен фильм «Горбатая гора» (Brokeback Mountain), до сериала «Натурал глазами гея» (Queer Eye), о мужской гей-культуре исторически чаще говорят во весь голос, чем о культуре других представителей сообщества LGBTQ+ (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, транссексуалов, квир-людей, людей с неопределенной идентичностью). Но в этом году все было по-другому. Этот год… воспринимался как лесбийский.
В 2019 году произошла смена парадигмы — изменилась система восприятия гомосексуальных женщин в социальных сетях и поп-культуре в целом. Словно лесбийская культура — ее мемы, язык и истории — вдруг стала мейнстримом. За последнее десятилетие женская гомосексуальная культура «просачивалась» сквозь трещины в «Тамблере», «Реддите» и «Твиттере». Но, похоже, только в 2019 году большинство людей стали уделять лесбийской культуре повышенное внимание и принимать ее. Если позаимствовать фразу у Билли Айкнера (Billy Eichner), можно сказать: «Давайте, лесбиянки, поехали!».
Раскрываю все карты: считая себя Повелительницей лесбийского «Твиттера», я могу здесь ошибаться, и не исключено, что мое представление искажено. Мне трудно понять, является ли лесбийская культура мейнстримом, и именно поэтому сафические мемы становятся сегодня вирусными. Или же просто растет число людей, считающих себя квирами (которые понимают истинный смысл этой шутки) и во весь голос заявляющих о своей принадлежности к лесбиянкам. Основываясь на своем весьма реальном исследовании (известном как «Твиттер»), которое было проведено с использованием науки (известном как непрерывный скроллинг), я предполагаю, что это и то, и другое. Несмотря на это, в прошлом году чувствовалось, что культурные моменты квир-женщин приобрели широкую популярность.
Начало внедрения лесбийской культуры в 2019 году произошло седьмого января, когда пользовательница «Твиттера» @chastaen выложила в «Твиттере» видеподборку, в которой Рейчел Вайс (Rachel Weisz) «предоставляет гомосексуалистам их права». В 2018 году Вайс, отчасти благодаря своим ролям в фильмах «Неповиновение» (Disobedience) и «Фаворитка» (The Favourite), предстала перед зрителем как лесбийская икона, несмотря на свою традиционную ориентацию, в результате чего множество женщин стали просить актрису «подчинить их себе, взять власть над ними». Вскоре после этого, в феврале, поклонница (а теперь местная легенда/героиня) пришла на «красную дорожку» Британской академии кино и телевидения (BAFTA) и попросила Вайс сказать о «правах геев» на камеру. Это — а также снимавшаяся вместе с ней в «Фаворитке» звезда Оливия Колман (Olivia Colman), выразившая те же самые чувства — стали первым крупным вирусным лесбийским событием года. Знаменитости подхватили тренд, и продолжали говорить на красных дорожках о «правах геев». Для гомосексуальных женщин это была шутка, которая стала частью «родного языка» в интернете. Шлюзы были открыты.
Вирусными стали и любовные истории гомосексуальных женщин. Звезда американского футбола Меган Рапино и ее подруга Сью Берд (Sue Bird) стали одной из самых любимых пар интернета. В этом году пара появилась на обложке специального выпуска журнала ESPN Body Issue, став первой однополой парой, попавшей на обложку этого журнала. А статья Берд «Итак, президент чертовски ненавидит мою подругу» («So the President F*cking Hates My Girlfriend») о том, что Дональд Трамп неуважительно высказался в адрес Рапино, приобрела широкую популярность. Саму Рапино провозгласили американской героиней не только за то, что помогла женской сборной США по футболу выиграть чемпионат мира по футболу среди женщин, но и за жесткие слова в адрес Трампа в ее теперь печально известном интервью «Я не пойду в сраный Белый дом. Меня там не будет» («I'm not going to the fucking White House»). К концу 2019 года «Твиттер» назвал ее спортсменкой, о которой за год было написано больше всего твитов.
Рапино была не единственным игроком женской сборной США по футболу (USWNT), которая стала предметом обожания в интернете. Снимок поцелуя защитницы Келли О'Хара (Kelley O'Hara) со своей подругой, сидевшей на скамейке запасных, разлетелся по всему миру и позволил возвысить спортсменок-лесбиянок.
Даже лесбийская драма стала вирусной. НАСА провело расследование, пытаясь выяснить, совершила ли одна из его астронавтов первое в истории преступление в космосе, получив доступ к банковскому счету своей бывшей жены с МКС. (Я просто написала в «Твиттере» «лесбийское космическое преступление» — и дело закрутилось). Отношения Майли Сайрус (Miley Cyrus) и Кейтлин Картер (Kaitlynn Carter) стали единственным, чем жили поклонники поп-культуры целую неделю. Всех стал лично заботить существующий по слухам любовный треугольник между Тессой Томпсон (Tessa Thompson), Жанель Моне (Janelle Monáe) и Люпитой Ньонго (Lupita Nyong'o), потому что мы всего лишь люди, и кто бы на этом не помешался? Наверное, самый выдающийся момент года наступил в мае, когда в адрес Кары Делевинь (Cara Delevingne) и Эшли Бенсон (Ashley Benson) наговорили кучу гадостей, когда они заносили в дом «скамейку для секса», которая вызвала в интернете запредельное возбуждение и ажиотаж. В 2019 году значение имело не только содержание этих якобы сафических эпизодов или то, как в интернете их жадно поглощали, но и то, как их воспринимали и обсуждали в средствах массовой информации. В последнее десятилетие это изменилось, даже можно сказать, диаметрально противоположным образом.
Большинство из нас достаточно взрослые, чтобы помнить гнусную практику таблоидов конца 1990-х годов, когда блогеры, такие как Перес Хилтон (Perez Hilton), не могли написать заголовок о существующих по слухам отношениях лесбийской пары (или внешне лесбийской пары), не называя Саманту Ронсон (Samantha Ronson) «лезботом» или «СаМЭНтой». Внимание СМИ, которое тогда привлекали женщины нетрадиционной ориентации, основывалось на предположениях и было назойливо агрессивным. Такие однополые пары, как Саманта Ронсон и Линдси Лохан (Lindsay Lohan), они изображали психически неустойчивыми, или называли Руби Роуз (Ruby Rose) и Джесс Орильяссо (Jess Origliasso) всего лишь сексуальным извращенцами или неуправляемыми личностями. То, что мы это пережили, а затем наблюдали, как молодыми, гомосексуальными звездами, такими как Делевинь и Бенсон, во время скандала со скамейкой для секса многие восхищаются, служит доказательством произошедшей эволюции.
Теперь, похоже, все хотят, чтобы их «подчинили». Возможно, это произошло под влиянием Рейчел Вайс. Может быть, именно из-за того момента с «Капитаном Марвелом» (Captain Marvel). Может быть, из-за этого момента с «Капитаном Марвелом». Может быть, дело просто в Рейчел Мэддоу (Rachel Maddow). Или, может быть, это был результат любого дня в Twitter Dot Com (веб-сайт, на котором можно выкладывать компрометирующие фото — прим. перев.), когда на актрисе был надет пиджачный костюм, и лесбиянки отреагировали соответствующим образом.
В этом году имели значение лесбийский жаргон, мемы и события. Стали вирусными подростки из программы Queer TikTok. Мемы Gay aunt memes воспринимались вполне серьезно. Как воздух, чтобы дышать (и даже больше), нам было нужно, чтобы Тейлор Свифт (Taylor Swift) была бисексуальной. (Ладно, не буду скрывать, это, наверное, в основном, было нужно мне).
Лесбийскую культуру стали еще и осыпать наградами. За свою лесбийскую роль в фильме «Фаворитка» Оливия Колман получила «Оскара». Джоди Комер (Jodie Comer) за роль Вилланель в сериале «Убивая Еву» (Killing Eve) была удостоена премии «Эмми». Бутчи были по всему Голливуду — от Кристен Стюарт (Kristen Stewart) в «Ангелах Чарли» (Charlie's Angels) и абсолютного воплощения в лице Маккензи Дэвис (Mackenzie Davis) в фильме «Терминатор: темные судьбы» (Terminator: Dark Fate) до этой обложки журнала W Magazine со звездой Шарлиз Терон (Charlize Theron) в фильме «Скандал» Bombshell), которые я считаю a) особенным фильмом и б) лесбийским каноном.
Честно говоря, теперь уже пора давать такие возможности и награды. Транс-девушки должны были получить возможность проводить тренинги по макияжу десятилетия назад. Академия не такой уж и подвиг совершила, присудив кому-то «Оскара» за лесбийскую роль. Тем не менее, такие моменты, как эти, помогают привлечь внимание к лесбийской культуре, внедрить ее в массовое сознание. Таким я и запомню 2019 год — как год, когда видео, в котором Кэтрин Хан (Kathryn Hahn), испытывает влечение к Рейчел Вайс, стало вирусным и способствовало продвижению и успеху лесбиянок.