Stratfor (США): западные санкции в отношении России не изменятся в 2020 году

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Хотя санкции плохо сказываются на экономике и внешней торговле РФ, дело вряд ли дойдет до крайностей, и Запад не станет добиваться экономического краха России, считают аналитики издания. Россия, в свою очередь, не откажется от Крыма, и это означает, что ослаблять санкции Запад не будет.

До сих пор Россия справлялась с нарастающим потоком санкций, которые накладывают на нее Соединенные Штаты и Европейский союз с тех пор, как она в 2014 году захватила Крым и вторглась на Восточную Украину. При этом у Запада есть возможность значительно ухудшить долгосрочные перспективы России. Впрочем, в 2020 году он почти наверняка ничего подобного делать не будет, хотя может замедлить осуществление одного из российских газопроводных проектов и ограничить возможности России в области международной торговли вооружениями.

Действующие санкции

Санкции серьезно сказались на российской экономике, заставив Россию заметно изменить структуру товарооборота (особенно в области продуктов питания) и подтолкнув ее к мерам по уменьшению зависимости ее промышленности от импорта. В целом Москва выдерживает санкции, но по-прежнему остается на грани рецессии, хотя сумела восстановить скромные темпы роста после кризиса 2015-2017 годов.

При этом агрессивная внешняя политика России, включающая попытки убийств в Европе и вмешательство в выборы на Западе, делает риск новых санкций вполне реальным. Хотя Европейский союз явно не стремится ужесточать санкционный режим, но и отменять санкции, пока Россия не пойдет на уступки по Украине, он тоже не намерен, а Соединенные Штаты явно готовы постепенно наращивать санкции и продолжают угрожать новыми мерами.

Конгресс и американская администрация недавно ввели свежие санкции, нацеленные на российский энергетический сектор. Для России торговля энергоносителями остается ключевым источником дохода. Внимание американских законодателей привлекли ее попытки расширить инфраструктуру, предназначенную для газового экспорта. В принятый 17 декабря Закон о национальной обороне — нормативный акт, утверждающий оборонный бюджет США на 2020 год, — Конгресс включил нормы, направленные против газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».

Так как эти санкции затрагивают только компании, владеющие судами-трубоукладчиками, они вряд ли могут серьезно подействовать на «Турецкий поток», трубы которого уже проложены (если, конечно, проект не решат дополнить еще одной ниткой), однако они могут помешать завершению «Северного потока — 2». Впрочем, даже в этом случае Москва, вероятно, сумеет найти российскую компанию, которая доведет работы до конца, хотя это задержит проект и наверняка увеличит расходы.

Жесткий, но маловероятный вариант

Если США решат принять в отношении России более жесткие меры, они могут воспользоваться уже имеющимся у них инструментом — законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), принятым в августе 2017 года. Этот закон дает администрации Трампа право вводить вторичные санкции против стран, сотрудничающих с Москвой в энергетическом и оборонном секторах, что потенциально позволяет вбить клин между Москвой и ее зарубежными партнерами.

Перспективы применения CAATSA в первую очередь связаны с крупными оружейными сделками. США могут ввести санкции против любой из стран, покупающих российскую военную технику, в частности, против Турции и Индии, которые купили у России зенитные ракетные системы С-400. Ограничение доступа на мировые рынки может больно ударить по и без того неустойчивой российской промышленности, хотя следует отметить, что оборонный экспорт — далеко не главный источник российской экспортной выручки.

Впрочем, с такими шагами Соединенным Штатам следует быть крайне осторожными, так как они могут ухудшить отношения Вашингтона с третьими странами, подпадающими под санкции. Это соображение до сих пор ограничивало применение CAATSA, однако некоторых членов Конгресса, предлагающих драконовские законопроекты о санкциях, такая перспектива, видимо, не тревожит. Другой законопроект — «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA) — предполагает введение масштабных санкций против российской политической элиты, финансовых институтов и энергетического сектора (впрочем, его текущая версия мягче, чем предыдущая, не прошедшая в 2018 году).

В случае введения таких санкций Россию, вероятно, ждет рецессия. Даже если законопроект будет принят, президент Дональд Трамп может наложить на него вето во избежание непредвиденных политических последствий. Однако Россия все равно опасается этих санкций, так как потенциально они крайне суровы, и их введение может заметно ограничить доступ страны к иностранной валюте и уменьшить российские доходы от энергетического экспорта.

В конечном итоге, хотя санкции плохо сказываются на российской экономике и внешней торговле, дело вряд ли дойдет до крайностей, и Запад вряд ли будет добиваться экономического краха России. Россия, в свою очередь, вряд ли откажется от своих зарубежных операций (таких как аннексия Крыма), и это означает, что ослаблять санкции Запад не будет.

Обсудить
Рекомендуем