Бывший министр иностранных дел Польши, евродепутат Витольд Ващиковский предостерегает о том, что в результате отмечаемого в последние годы политического и экономического сближения между Россией и Германией, и шире — между Россией и Западной Европой — появилась реальная угроза превращения Центральной и Восточной Европы в российско-германский кондоминиум. Западная Eвропа хочет договориться с Россией и Владимиром Путиным относительно новой архитектуры безопасности в Европе, отмечает министр Ващиковский. Германия и Россия понимают, что могут получить взаимную выгоду от расширения сотрудничества, то есть, Россия заинтересована в экономической помощи Германии, а Берлин, в свою очередь, ищет помощи России в реализации своих внешнеполитических амбиций. Встреча в субботу, 11 января, в Москве Ангелы Меркель и Владимира Путина продемонстрировала единство подходов лидеров двух стран по целому ряду вопросов, символом которого стал вопрос завершения строительства газопровода «Северный поток — 2», связывающего Россию и Запад по дну Балтийского моря в обход традиционных транзитных маршрутов через Украину, Беларусь и Польшу, отметил в эфире Польского Радио бывший глава польской дипломатии Витольд Ващиковский.
Комментируя московскую встречу канцлера Ангелы Меркель и Владимира Путина польский евродепутат обратил внимание на тот факт, что одним из факторов, объединяющих этих двух политиков, является критическая оценка политики США и президента Дональда Трампа, прежде всего в области безопасности и роли Восточной и Центральной Европы и НАТО. Следовательно, американский президент является препятствием в реализации германо-российской концепции углубленного сотрудничества.
«Германо-российские отношения напоминают особый вид «стокгольмского синдрома», эмоциональную связь жертвы и террориста, идентификацию с агрессором. Это особенно четко прослеживается сегодня, когда в международной политике происходит резкий поворот, связанный, допустим, с иранским кризисом и неразрешенным российско-украинским конфликтом, соперничеством великих держав, а также международными санкциями в отношении России. Президент Путин является не самым лучшим партнером для решения этих проблем, так как именно он создает эти проблемы или способствует им. Следовательно Россия не может быть одним из основных элементов решения, как хотели бы Берлин и ряд других европейских столиц. Конечно, для германского-российского сближения есть также исторические причины и рессентименты», — заявил он.
Витольд Ващиковский считает, что в ситуации, когда меняются приоритеты американской внешней политики, в частности, относительно политики безопасности и роли НАТО, Германия, Франция и другие европейские страны пытаются найти альтернативу США.
— Как немцы, так и французы, создавая пять лет назад «нормандский формат» для урегулирования российско-украинского конфликта, а также инициируя «минский процесс», исходили из предположения о том, что с решением международных конфликтов они справятся без помощи американцев. Но это не удалось. Несмотря на применения инструмента нажима в виде экономических и дипломатических санкций, Москва не пошла на уступки. В Берлине, но еще в большей степени в Париже начинает преобладать мнение, что нужно в таком случае вступить в серьезный диалог с президентом Путиным, привлечь Россию к решению проблем, а также передать Москве часть ответственности за безопасность Европы.
Экс-глава польской дипломатии считает такой подход опасным для европейского и евроатлантического единства рецидивом «европейского концерта» великих держав и разделения зон влияния среди них.
— Мы с этим столкнулись более десяти лет назад, в 2009 и 2010, когда обсуждалась новая стратегическая концепция НАТО, когда Польша добивалась конкретных планов действий, а также гарантий на случай вооруженной агрессии со стороны России. И уже тогда со стороны немецких и французских политиков мы услышали нотации о том, что для предоставления Польше и другим странам нашего региона более эффективных союзнических гарантий безопасности нам необходимо возложить часть ответственности на Россию с тем, чтобы она стала одним из основных игроков. Именно тогда Ярослав Качиньский обращал внимание наших европейских союзников на опасность создания в нашей части Европы кондоминиума, то есть реальную угрозу превращения Центральной и Восточной Европы в российско-западноевропейский кондоминиум. Сегодня налицо стремление Берлина и других столиц договориться с Владимиром Путиным по вопросу о новой архитектуре безопасности в Европе, которая предполагает включение России в систему европейской и евроатлантической безопасности на равных.
— Германия, с одной стороны, хотела бы поддержать свою доминирующую экономическую позицию в нашей части Европы. Я напомню, что в настоящее время примерно треть польской экономики самым прямым образом зависит от экономики Германии. Стоимость польско-германского товарооборота выше, чем российско-германского. Также стоимость торгового обмена между странами Вышеградской группы и Германией выше, чем между Францией и Германией. Это вызывает негодование со стороны президента Франции Эммануэля Макрона, которое он много раз демонстрировал. Хочу подчеркнуть, что в Германии все еще существует миф об огромном ненасыщенном российском рынке. Жив также миф, касающийся германско-российского сотрудничества, корнями уходящий еще в XIX век, а ныне поддерживаемый президентом Владимиром Путиным о том, что тесное взаимодействие немецкой и российской экономик было бы выгодно как для этих двух стран, так и для Европы в целом. И поэтому Россия делает все для того, чтобы стать основным поставщиком энергоносителей в Западную Европу. Именно в этом контексте следует рассматривать германско-российское сближение, а также попытки переписывать новейшую историю.