Мы сможем самостоятельно завершить строительство газопровода «Северный поток — 2» без привлечения иностранных партнеров, заверил президент Владимир Путин на пресс-конференции после проходившей в Москве встречи с немецким канцлером Ангелой Меркель.
«Надеюсь, что до конца текущего года, либо в первом квартале следующего года работа будет завершена и газопровод заработает», — добавил он, объясняя, что завершение проекта — лишь вопрос времени. Как следовало из сказанного в ходе пресс-конференции, России поможет Германия. В этом не осталось никаких сомнений. Заискивания Меркель были настолько заметны, что комментатор газеты «Бильд» даже окрестил участников московской встречи «просительницей» и «дирижером».
Если описывать ситуацию максимально кратко, можно сказать, что вступая в игру под названием «Северный поток — 2», Берлин питал надежды стать «главным стрелочником», регулирующим распределение российского газа в Европе, прежде всего в ее центральном регионе. Одновременно Москва, не теряя прибыли в Германии и в Западной Европе, могла бы свободно открывать и перекрывать вентили на газопроводах, которые идут через украинскую территорию, а таким образом шантажировать Украину, Польшу и Словакию. В случае первой речь бы шла не только о поставках, но и о плате за транзит сырья на Запад.
Стратегическая концепция пошатнулась, когда в Свиноуйсьце открыли СПГ-терминал, а Польша и ее газовые партнеры начали создавать сеть альтернативных путей поставок сжиженного газа в польский порт из США и с других направлений. Это было состязание со временем: чей проект заработает раньше. Что одержит верх: результат немецко-российских заигрываний или многонациональная оборонительная инициатива, опирающаяся на сотрудничество стран, которым угрожает доминирование упоенных умопомрачительной перспективой создания совместного экономического пространства от Владивостока до Лиссабона, Москвы и Берлина. Такую перспективу Путин обрисовал уже в 2010 году накануне первой встречи с Меркель.
В декабре США ввели санкции, чем напугали компании, задействованные в проекте. Глава занимавшейся укладкой труб швейцарской фирмы «Олсиз» получил письмо от сенаторов из Республиканской партии. Тед Круз (Rafael Edward Cruz) и Рон Джонсон (Ronald Johnson) написали в нем прямо, что если та продолжит строить газопровод, ей будут грозить болезненные и в перспективе угрожающие ее существованию экономические и юридические санкции. В список мер, которые грозили компании, входило закрытие офиса в Техасе, конфискация всех судов, если они появятся в американских территориальных водах, и серьезные проблемы с банками. Укладывавшие трубы корабли «Пиониринг Спирит» и «Солитэр» спешно вывели из Балтийского моря. Две нитки «Северного потока — 2» отделяет сейчас от конечной точки всего 160 километров.
«Газпром» возлагает все надежды на судно «Академик Черский», которое было предусмотрительно приобретено в 2016 году на случай, если понадобится проводить ремонтные работы, или если строительство остановится из-за введения санкций. Построенный в Китае корабль поступил на службу в 2015 году под названием «Джескон-18» и ходил под флагом Гибралтара. Проблема в том, что в отличие от «Пиониринг Спирит» — это не специализированный трубоукладчик, а только кран, который может поднять фрагмент трубы и опустить ее на дно, так что работает он гораздо медленнее (насколько медленнее, освещающие эту тему российские источники не сообщают). Планируется, что «Академик Черский» будет работать в паре с построенной в Китае и не имеющей собственного двигателя трубоукладочной баржей «Фортуна».
«Академик Черский» стоит в Находке на российском Дальнем Востоке, а «Фортуна» — в немецком порту Засниц на Балтийском море. Так что придется подождать, пока на место придет первый, потом добиться координации двух судов и уже тогда попробовать начать укладывать трубы. Время будет идти, а в случае инвестиции, стоящей примерно 11 миллиардов долларов, оно обходится дорого. «Газпром», правда, выступает владельцем газопровода, но половину финансирования обеспечили немецкие концерны «Юнипер» и «Винтерсхалл», французский «Энжи», австрийский ОМВ и британо-голландская группа «Шелл». Договор предусматривает, что проценты по выданным кредитам начнут выплачивать только тогда, когда по «Северному потоку — 2» пойдет газ. Часики тикают, газа не идет, долларов не видно.