Tygodnik Solidarność (Польша): проблемы «Северного потока — 2» и северный коридор, или почему Путин так нервничает?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Две нитки «Северного потока — 2» отделяют всего 160 километров. Путин заявил, что проект будет реализован, несмотря на санкции США. Однако успеть до конца года, как было обещано, Путин не сможет, злорадствует автор. Почему, по его мнению, Россия не закончит строительство газопровода в срок, а следовательно, понесет большие убытки?

Мы сможем самостоятельно завершить строительство газопровода «Северный поток — 2» без привлечения иностранных партнеров, заверил президент Владимир Путин на пресс-конференции после проходившей в Москве встречи с немецким канцлером Ангелой Меркель.

«Надеюсь, что до конца текущего года, либо в первом квартале следующего года работа будет завершена и газопровод заработает», — добавил он, объясняя, что завершение проекта — лишь вопрос времени. Как следовало из сказанного в ходе пресс-конференции, России поможет Германия. В этом не осталось никаких сомнений. Заискивания Меркель были настолько заметны, что комментатор газеты «Бильд» даже окрестил участников московской встречи «просительницей» и «дирижером».

Если описывать ситуацию максимально кратко, можно сказать, что вступая в игру под названием «Северный поток — 2», Берлин питал надежды стать «главным стрелочником», регулирующим распределение российского газа в Европе, прежде всего в ее центральном регионе. Одновременно Москва, не теряя прибыли в Германии и в Западной Европе, могла бы свободно открывать и перекрывать вентили на газопроводах, которые идут через украинскую территорию, а таким образом шантажировать Украину, Польшу и Словакию. В случае первой речь бы шла не только о поставках, но и о плате за транзит сырья на Запад.

Стратегическая концепция пошатнулась, когда в Свиноуйсьце открыли СПГ-терминал, а Польша и ее газовые партнеры начали создавать сеть альтернативных путей поставок сжиженного газа в польский порт из США и с других направлений. Это было состязание со временем: чей проект заработает раньше. Что одержит верх: результат немецко-российских заигрываний или многонациональная оборонительная инициатива, опирающаяся на сотрудничество стран, которым угрожает доминирование упоенных умопомрачительной перспективой создания совместного экономического пространства от Владивостока до Лиссабона, Москвы и Берлина. Такую перспективу Путин обрисовал уже в 2010 году накануне первой встречи с Меркель.

В декабре США ввели санкции, чем напугали компании, задействованные в проекте. Глава занимавшейся укладкой труб швейцарской фирмы «Олсиз» получил письмо от сенаторов из Республиканской партии. Тед Круз (Rafael Edward Cruz) и Рон Джонсон (Ronald Johnson) написали в нем прямо, что если та продолжит строить газопровод, ей будут грозить болезненные и в перспективе угрожающие ее существованию экономические и юридические санкции. В список мер, которые грозили компании, входило закрытие офиса в Техасе, конфискация всех судов, если они появятся в американских территориальных водах, и серьезные проблемы с банками. Укладывавшие трубы корабли «Пиониринг Спирит» и «Солитэр» спешно вывели из Балтийского моря. Две нитки «Северного потока — 2» отделяет сейчас от конечной точки всего 160 километров.

Удастся ли выполнить обещание Путина и запустить газопровод, самое позднее, в первом квартале 2021 года, зависит прежде всего от технических возможностей. Германия, конечно, окажет россиянам техническую поддержку, но укладка газопровода на дне моря — это сложная операция.

«Газпром» возлагает все надежды на судно «Академик Черский», которое было предусмотрительно приобретено в 2016 году на случай, если понадобится проводить ремонтные работы, или если строительство остановится из-за введения санкций. Построенный в Китае корабль поступил на службу в 2015 году под названием «Джескон-18» и ходил под флагом Гибралтара. Проблема в том, что в отличие от «Пиониринг Спирит» — это не специализированный трубоукладчик, а только кран, который может поднять фрагмент трубы и опустить ее на дно, так что работает он гораздо медленнее (насколько медленнее, освещающие эту тему российские источники не сообщают). Планируется, что «Академик Черский» будет работать в паре с построенной в Китае и не имеющей собственного двигателя трубоукладочной баржей «Фортуна».

«Академик Черский» стоит в Находке на российском Дальнем Востоке, а «Фортуна» — в немецком порту Засниц на Балтийском море. Так что придется подождать, пока на место придет первый, потом добиться координации двух судов и уже тогда попробовать начать укладывать трубы. Время будет идти, а в случае инвестиции, стоящей примерно 11 миллиардов долларов, оно обходится дорого. «Газпром», правда, выступает владельцем газопровода, но половину финансирования обеспечили немецкие концерны «Юнипер» и «Винтерсхалл», французский «Энжи», австрийский ОМВ и британо-голландская группа «Шелл». Договор предусматривает, что проценты по выданным кредитам начнут выплачивать только тогда, когда по «Северному потоку — 2» пойдет газ. Часики тикают, газа не идет, долларов не видно.

Обсудить
Рекомендуем