Как отказаться от власти, которую безраздельно держал в руках 24 года? Не отказываясь от нее. Именно к такому выводу пришел президент Владимир Путин, если судить по предложениям конституционных реформ, которые он представил в ходе выступления в парламенте 15 января.
Этот проект нового распределения полномочий в верхах Российской Федерации по окончанию четвертого и (предположительно) последнего президентского срока Путина в 2024 становится началом ожидаемого процесса: действующая российская конституция запрещает занимать больше двух президентских сроков подряд. В 2000 году Путин пришел к власти как выбранный преемник Бориса Ельцина, а в 2008 году обменялся постами с премьером Дмитрием Медведевым, чтобы затем вновь добиться переизбрания в 2012 и 2018 годах.
Нужно было найти другой путь. 67-летний президент России, без сомнения, видит возможность ухода со своего поста, но едва ли готов выпустить из рук бразды правления страной, в которой царит на протяжении вот уже 20 лет (рекорд со времен Сталина). Во главе России он сформировал еще более узкую систему принятия решений, чем при бывшем СССР, где генсеку Компартии приходилось считаться хотя бы с политбюро. Путин же заручился поддержкой сил безопасности и тем самым задвинул в дальний угол всех настоящих политических противников.
Задавленная оппозиция
Некоторые приписывали российскому лидеру стремление создать союз с Белоруссией и возглавить его, чтобы остаться у власти после 2024 года. Если это было действительно так, сопротивление Александра Лукашенко, должно быть, заставило его передумать. Предложенные Владимиром Путиным реформы (он подчеркнул, что они будут выставлены на референдум), судя по всему, должны позволить ему занять место в российском госаппарате, либо в качестве нового премьера с расширенными полномочиями, либо на посту главы Государственного совета.
Какую бы конечную форму не приобрела эта «революция сверху», как ее окрестили некоторые российские обозреватели, перед ней стоит одна цель: сохранить в России сильную центральную власть. «Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — заявил Путин, разбив надежды тех, кто увидели демократические сдвиги в расширении полномочий Парламента. Потому что в конечном итоге главное — это контроль.