На этой неделе президент России Владимир Путин, сообщив о радикальном изменении российской системы правления, попутно завершил и эпоху Дмитрия Медведева. Медведев хотя бы формально считался ближайшим соратником Путина — политиком, с которым глава российского государства охотнее всего делился властью. Вне зависимости от того, пришло ли время для политического некролога, период его пребывания в верхушке так называемой российской «вертикали власти» послужит примером, как инертность путинской системы может задушить лучшие модернизаторские намерения.
В среду Медведев внезапно ушел в отставку с поста премьер-министра, не предупредив членов правительства, которые должны были последовать за ним. «Мы должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения», — сказал Медведев, хотя не ясно, как его пребывание на посту могло помешать путинской реформе.
Путин выразил довольно прохладную благодарность премьер-министру за его работу. «Не все, разумеется, получилось. Но все никогда в полном объеме и не получается», — заявил Путин. Он всегда избегал увольнений доверенных соратников. Но будучи на посту премьер-министра с 2012 года, Медведев руководил правительством во время самого продолжительного спада реальных доходов за все 20-летнее правление Путина. Правительственный план расходов на «национальные проекты» в размере 400 миллиардов долларов, разработанный для исправления ситуации, с самого начала не задался.
Должности зампредседателя Совета безопасности РФ, которую Путин предложил Медведеву, раньше не существовало. Этот совет, куда входят главы силовых структур РФ, официально возглавляет Путин, но управляет им секретарь Совбеза Николай Патрушев, бывший глава ФСБ. Этот совет называют, в том числе и кремлевские рупоры пропаганды, подобием советского политбюро. Поэтому новый пост под прямым руководством Путина может оказаться чрезвычайно влиятельным, хотя, возможно, не в том случае, когда его занимает Медведев, которого силовики никогда не уважали так, как Путина — с его опытом работы и подготовкой в КГБ.
Отставка Медведева означает, что он, скорее всего, не станет преемником Путина на посту президента, когда срок полномочий последнего завершится в 2024 году. Он не вернется и на пост премьера, который теперь отдан чрезвычайно способному технократу, бывшему руководителю налоговой службы РФ Михаилу Мишустину. В течение многих лет он выглядел скучающим и угрюмым на официальных мероприятиях, снова и снова его фотографировали с закрытыми глазами и, создавалось впечатление, будто он спит. Оппозиционный политик и антикоррупционный активист Алексей Навальный опубликовал в Twitter подобное фото, сделанное во время обращения Путина (к Федеральному собранию- прим. ред.) в среду, с подписью: «На самом деле, только одна вещь в России стабильна и незыблема — Дмитрий Медведев спит на послании президента».
Недавно, во время торжественной церемонии награждения, поздравляя с Новым годом, Дмитрий Медведев процитировал Антона Чехова: «Чем новее год, тем ближе смерть, тем обширнее плешь, извилистее морщины, старее жена, больше ребят и меньше денег». Некоторым скептически настроенным слушателям вспомнилась самая известная цитата Медведева, которую он произнес в 2016 году в аннексированном Россией Крыму в ответ на жалобы женщины на низкую пенсию: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь! Вам всем доброго, хорошего настроения!»
Возможно, Медведев был изнурен и подавлен, ведь правительство не смогло выполнить обещаний Путина о заметном улучшении уровня жизни, но ему самому грех жаловаться на нехватку денег. Например, в бесснежную зиму огромный участок земли вокруг его резиденции в Центральной России был покрыт искусственным снегом. Медведев так и не ответил на фильм команды Навального, набравший 33 миллиона просмотров на YouTube, в котором его обвиняли в накоплении огромного состояния во время работы в правительстве.
Рейтинг доверия Медведева после публикации того видео так и не восстановился, а в последние месяцы упал ниже 40%, в то время как Путин остается на отметке, близкой к 70%. То, что правительство урезало расходы с 2015 по 2018, не помогло, а решение правительства о повышении пенсионного возраста, принятое Путиным в июне 2018 года, но часто приписываемое Медведеву из-за его предполагаемого равнодушия — нанесло его популярности особенно тяжелый удар.
Заметно уставший, побежденный Медведев к концу своего премьерства отличался от многообещающего, бодрого модернизатора, которым он пришел на пост президента в 2008-м и очаровал президента США Барака Обаму и его помощников в попытках перезапустить отношения США и России. Хотя многие противники Путина — включая меня — никогда не верили в то, что Медведев может заниматься независимой политикой, так называемые системные либералы, верящие в изменение системы изнутри, возлагали серьезные надежды на более молодого лидера. Они верили, что он мог бы отмахнуться от путинского консервативного влияния, если бы пошел на второй срок в 2012 году, и что Россия постепенно стала бы свободнее — экономически и политически.
Медведев пытался реализовать ряд многообещающих проектов. Он запустил крупный инновационный центр в подмосковном Сколкове, пытаясь заманить инвесторов и предпринимателей в российскую версию Кремниевой долины. Он начал проводить реформы в пекущихся лишь о собственных интересах и насквозь прогнивших правоохранительных органах и модернизировал вооруженные силы, начав их амбициозную реорганизацию и перевооружение. Он избавился от некоторых особо узколобых, закоснелых региональных лидеров, разрушая коррупционную монополию, которая выстроилась вокруг них.
Но надежды системных либералов разрушились в марте 2011 года, когда Медведев отдал приказ российскому представителю в Совете безопасности США воздержаться от голосования за резолюцию, предусматривающую использование сил США и их союзников против режима Муаммара Каддафи в Ливии. Путин публично раскритиковал своего протеже за то, что он не приказал проголосовать против, сравнив вторжение Запада в Ливию со »средневековым крестовым походом». В книге «От холодной войны к горячему миру» (From Cold War to Hot Peace) Майкл Макфол (Michael McFaul) — бывший посол США в России, верящий в либеральные намерения Медведева, написал, что «вмешательство США в Ливии, которое помогло свергнуть Каддафи, невольно помогло устранить и Медведева от власти в России».
В сентябре 2011 года Путин и Медведев сообщили, что намерены обменяться постами в следующем году, такое развитие событий очень огорчило системных либералов. Протесты против подтасованных парламентских выборов, возникшие менее чем через четыре месяца, лишь убедили Путина в том, что Запад пытается свергнуть его и помочь Медведеву. Но, возможно, из лояльности к временному преемнику, который не пытался держаться за власть, Путин не предпринял попытки заменить Медведева на посту премьера.
Терпение Путина настойчиво испытывали. Играя в геополитические шахматы и пытаясь сохранить власть после 2024 года, он явно хотел освободить свои руки от решения внутренних экономических вопросов. Он хотел лишь ставить цели, чтобы их достигал кто-то другой. Раз за разом он говорил Медведеву, что ему нужны «результаты». Они так и не появились.
Работа Медведева в качестве официального лидера «Единой России», партии сторонников Кремля, тоже была неудовлетворительной. Поддержка партии улетучилась, а ее законодательное большинство и получение губернаторских постов стали поддерживаться все более изощренными подтасовками и административным давлением. В декабре лишь 29% россиян были готовы отдать свой голос «Единой России» на всенародных выборах, что представляло угрозу для ее парламентского большинства даже при несправедливой [избирательной] системе. Путину нужна поддержка более сильной партии после 2024 года, и он, скорее всего, будет пытаться создать ее на основе своей широкой сети поддержки — Общероссийского народного фронта — или реформы «Единой России».
Легендарной личной лояльности Путина хватило, чтобы не отправить Медведева, которому лишь 54 года, на пенсию. Но, с другой стороны, именно Путин откатывал изменения назад в 2011 году, вместо того, чтобы позволить Медведеву следовать его осторожному курсу реформ. Это Путин создал целую систему, которая парализовала любые попытки достичь экономической свободы, инициировал российские военные кампании, которые ограничили развитие торговли. Путин, давший Медведеву надежду на строительство более современной России, быстро забрал ее назад, оставив своего бывшего преемника ни с чем, кроме роскошной жизни, которой наслаждается российская элита.
Это страна Путина, и он может дарить ее и отбирать назад.