Пять лет тому назад кто-то разместил в интернете фотографии, на которых изображен человек, очень похожий на Владимира Путина. Но это были фотографии, снятые в 1920 и в 1941 годах. На обоих снимках этот человек в военной форме, и он защищает интересы российского народа — точно так же, как Путин делает это сегодня.
Но как такое могло случиться? Он ведь родился в 1952 году. По этой причине возникла целая волна ложных спекуляций и предположений о том, что Путин — бессмертный герой, возвращающийся время от времени, чтобы спасти Россию. А может, он просто бессмертный вампир. В любом случае, он никогда никуда не денется. Это была полная ерунда тогда, и это полная ерунда сейчас.
На прошлой неделе российский президент объявил о внесении поправок в конституцию, и подавляющее большинство зарубежных обозревателей, особенно западных, тут же сделали вывод, что Путин меняет всю систему, дабы остаться у власти навсегда.
Иностранные ученые мужи настаивают, что четверть века во власти (его нынешний президентский срок закончится в 2024 году) — это недостаточно для Путина.
Они объясняют, что Путин не может рисковать, не может отказаться от власти, поскольку россияне начнут спрашивать, откуда взялось его огромное незаконное состояние. А потом эти умные головы пускаются в длинные тирады о том, что он есть воплощение зла, и даже сравнивают Путина со Сталиным.
Иосиф Сталин, правивший Советским Союзом с 1924 по 1953 год вплоть до своей смерти, был бессовестным массовым убийцей. От его паранойи не мог спастись никто. Он убил даже большинство героев большевистской революции. Он несет ответственность за смерть десятков миллионов россиян.
А Владимир Путин? Вот что пишет Саймон Тисдолл (Simon Tisdall), обозреватель и бывший зарубежный редактор «Гардиан»: «Подобно Сталину, Путин нажил себе множество врагов и причинил неисчислимые страдания… протекционизм и коррупция в огромных масштабах… военная агрессия и подрывные действия за рубежом… подобно Сталину, уходить в отставку бывшему шпиону КГБ небезопасно, потому что он превратил заказные убийства в современный инструмент государственной политики».
С чего начать? Наверное, с самого очевидного. Приписанных Путину убийств в десятки тысяч раз меньше, чем количество смертей на совести Сталина. Более того, в путинской России коррупции гораздо меньше, чем в 1990-е годы при первом посткоммунистическом президенте Борисе Ельцине, которого поддерживал Запад, и который был его вечно пьяной марионеткой, вызывавшей презрение у простых россиян.
Военная агрессия и подрывные действия за рубежом? Виновен по всем пунктам. Это и незаконное принятие Крыма в состав России (правда, большинство крымчан это поддержали и приветствовали), и поддержка антиправительственных повстанцев в двух областях на востоке Украины.
Но можно бесконечно перечислять западные вторжения и военные интервенции (Афганистан, Ирак, Ливия, Сербия, Сирия, Йемен), которые тоже не соответствуют высоким правовым стандартам, и тоже привели к хаосу и неразберихе. Да и на фронте заказных убийств западные страны не сильно отстают от России.
Важнее другое. Западная граница России сегодня проходит на тысячу километров восточнее того места, где она была в 1914 году. Она как минимум на 300 километров восточнее того места, где была совсем еще недавно, в 1991 году. Путин ни разу не оспорил эту новую границу (за исключением Украины, да и то частично) за 21 год пребывания у власти. В Кремле мог оказаться намного более страшный и деструктивный человек, чем Путин.
КГБ был безжалостной организацией, но одновременно рациональной и реалистичной. Путин придерживается этой традиции. Он не авантюрист и не фантазер, и наверное, мы должны быть за это благодарны. Так каковы же шансы на то, что он будет править в России и после 2024 года?
В 2024 году ему будет 72 года. Определенно, это тот возраст, когда надо задуматься, что произойдет после твоего ухода. И здесь я осмелюсь выступить со смелым предположением: он патриот России.
Быть русским вовсе не означает бояться беспорядка больше всего. Русские иногда называют себя «северными итальянцами», причем далеко не в самом положительном смысле.
Путину нужно сильное государство, управляемое твердой рукой даже после его ухода в отставку. А это значит, что для него очень важна четкая и упорядоченная передача власти.
Но жить под чьей-то твердой рукой — не самая привлекательная перспектива для Путина. У него могут быть, а могут и не быть баснословные суммы украденных и припрятанных денег (доказательства этого весьма невразумительны). Но если ты находишься у власти четверть века, ты обязательно наживешь множество врагов, которые могут тебе очень сильно навредить, когда ты эту власть покинешь.
Поэтому Путину нужна должность, которая позволит ему говорить последнее конституционное слово при принятии важных и крупных решений, и одновременно даст ему возможность отойти от повседневных дел и забот. Это нечто вроде должности председателя усиленного Государственного совета, который при необходимости сможет отменять решения президента и премьер-министра (но будет делать это очень редко).
Похоже, именно это он имеет в виду. Детали предложенных им реформ пока неясны, но составной частью этого пакета является ослабление президентской должности, укрепление позиций премьер-министра и Государственного совета, который будет невозмутимо заправлять всем издалека.
Я не говорю, что именно так все и будет, но как мне кажется, Путин хочет именно этого.