Helsingin Sanomat (Финляндия): год назад страны ЕС сохранили Россию в СЕ, теперь она может налагать вето на решения ЕСПЧ

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финский журналист излагает свое видение положения России в Совете Европы и мотивы, по которым, как он считает, она хочет быть членом этой организации. К сожалению, в большинстве случае он заменяет факты собственными умозаключениями, которым явно не хватает объективности.

Москва — Год назад отношения России и Совета Европы, как и Европейского суда по правам человека, были во всех заголовках.

Сейчас СМИ снова пишут об отношениях России с Советом Европы и ЕСПЧ. Правда, тема изменилась.

В 2019 году Запад искал способы оставить Россию в составе Совета Европы и Европейского суда по правам человека. Решение нашлось.

Сейчас Россия хочет дать российским законам приоритет над международным правом.

Дело в том, что президент России Владимир Путин предложил внести в российскую конституцию некоторые поправки. Согласно одной из них, в конституции необходимо закрепить ее приоритет над международными судебными решениями и договорами.

Это сразу же трактовали как отсылку к Европейскому суду по правам человека, что Путин потом и признал.

Вполне можно сказать, что Путин просто хочет узаконить в конституции нынешнее поведение страны. Россия уже сейчас весьма выборочно соблюдает решения международных судов. Российский конституционный суд и раньше следовал российским законам без учета решений международных судов.

Поправка может иметь особое значение для россиян, которые отправляют апелляции в Европейский суд по правам человека. Для других это сигнал.

Прошлой весной спор о вхождении России в Совет Европы был грандиозным, и раны еще не затянулись.

Совет Европы — старейшая организация по сотрудничеству в Европе. Ее членами являются все страны Европы, если не считать Белоруссию и Ватикан. Задача совета — продвижение прав человека, демократии и принципов правового государства.

За соблюдением постановлений Совета Европы, которые считаются важнейшими в Европе, следит Европейский суд по правам человека.

Ранее Парламентская ассамблея Совета Европы лишила Россию права голоса из-за оккупации Крыма и войны на востоке Украины. Из-за этого Россия прекратила платить членские взносы. Это, в свою очередь, должно было привести летом 2019 года к исключению России или выходу страны из Совета Европы.

Тогда председателем Совета Европы была Финляндия. Как и Германия и Франция, она хотела, чтобы Россия оставалась членом организации. В конце весны страны пришли к компромиссу, благодаря которому Россия вернула себе право голоса и осталась членом Совета Европы.

Сторонники сохранения России в Совете Европы сообщили, что Россию лучше не исключать из единственной европейской системы, в которой она числится, хотя Россия не всегда соблюдала правила, и членство в Совете более чем за 20 лет не сделало из нее демократию или правовое государство.

Совет Европы посчитали каналом для поддержания отношений с Россией, который не следует закрывать.

Вторая группа, которая состоит из стран Центральной Европы и Восточной Европы, полагает, что Совет Европы не должен закрывать глаза на нарушение суверенитета соседних стран, особенно если организация подчеркивает важность соблюдения законов и прав. Для них авторитет Совета Европы рухнул, поскольку организация отказалась от главного механизма давления — исключения члена организации.

Право России на обжалование ситуации обсуждалось, но скорее в риторическом ключе.

Россия хотела остаться в Совете Европы, хотя стиль ведения переговоров порой говорил о другом. На протяжении всего периода решения вопроса о сохранении страны в составе организации она спокойно работала в министерском комитете, состоящем из министров иностранных дел и послов.

Исключение России сделало бы страну изгоем, хотя она и пыталась представить ситуацию в другом свете. Россия не могла бы больше оказывать влияние как в министерском комитете, так и на встречах парламентариев.

Кроме этого, Россия с удовольствием рассуждает о Европе, которая простирается от Лиссабона до Владивостока. Совет Европы — единственная организация, которая охватывает эту территорию, так что в этом отношении членство является важным.

Таким образом, Россия хочет быть членом организации, но не полностью.

Принципы международного права работают таким образом, что страна не должна уклоняться от их соблюдения, используя свое законодательство. Однако на практике крупным державам разрешается все что угодно, если их хотят оставить в организации.

Это касается и России. Некоторые решения раздражают Россию, и ее представители жалуются, что Европейский суд по правам человека расширил свои полномочия слишком сильно. Похоже, главное в этом вопросе — позиция руководства России о статусе своей страны.

Россия хочет, чтобы ее признали великой державой. Россия считает, что при желании держава может не считаться с международным правом. Так поступают и Соединенные Штаты.

Россию не устраивает полное подчинение суду по правам человека. В России никогда не было правового государства или независимого суда, так что мысль о том, что государственным руководителям надо подчиниться суду, тем более иностранному суду, является России чуждой.

Россия присоединилась к Совету Европы в 1996 году. По словам нынешнего руководства страны, в то время приходилось соглашаться на все что угодно. В реальности Россию сделали членом организации по политическому решению, закрыв глаза на то, что страна не могла удовлетворить всем требованиям.

Изменение конституции не обязательно означает изменение линии, поскольку на самом деле речь идет только о том, чтобы узаконить нынешние действия России.

На практике неопределенность подходит для изменения существующей конституции. Об этом и о возможных последствиях пока известно мало.

Обсудить
Рекомендуем