Atlantic Council (США): США должны возродить программу ленд-лиза для сдерживания России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американскую программу ленд-лиза для Великобритании времен Второй мировой — боевые корабли в обмен на базы — надо возродить для «прифронтовых государств» Восточной Европы, считает автор. Штаты отдают, например, Украине списанные корабли и получают базы на Черном и Азовском морях…

Сообщения о российском вмешательстве в президентские выборы 2020 года в пользу как президента Трампа, так и сенатора Сандерса подчеркивают тот факт, что гибридная война Москвы против Запада не утихает. В этой войне Украина является ярким примером как обычной российской военной агрессии, так и нетрадиционной гибридной войны, что делает её центральным театром глобальной конфронтации и барометром более широких намерений Кремля.

Кратковременная российская эскалация наступательных военных действий в восточной Украине в конце февраля 2020 года служит напоминанием о том, что Москва все еще в недостаточной мере сдерживается, и при этом последние интервью самого Путина и его в недавнем прошлом главного помощника по Украине показывают, что имперские амбиции Кремля остаются неизменными. Пренебрежительные комментарии Путина и Суркова по поводу суверенитета Украины и ее национальной идентичности почти не оставляют сомнений в том, что Москве еще только предстоит смириться с существованием реально независимой Украины и не пытаться делать вид, что это не так. Все это представляет серьезную угрозу для интересов всей Европы, а также для интересов Америки.

С учетом многоуровневых вызовов, которые Россия ставит перед Западом, нам следует отвечать не ее действия, используя такие же творческие и инновационные решения. Однако с момента начала российской агрессии на Украине шесть лет назад западный мир изо всех сил пытался найти правильные ответы. Вместо этого большинство контрмер были приняты в ответ на последнюю российскую эскалацию. Совершенно очевидно, что необходимы новые подходы, которые позволят Западу вернуть себе инициативу.

Мы можем найти пример в программе ленд-лиза периода Второй мировой войны, в рамках которой первоначально Соединенное Королевство предоставило во временное пользование Соединенным Штатам свои военно-морские базы в обмен на аренду американских боевых кораблей. Затем эта программа была расширена, и в нее были включены поставки продовольствия и транспортных средств, которые имели важное значение в борьбе Советов против нацистской Германии. Судя по всему, настало время повторить тот эксперимент. Вместо того, чтобы ликвидировать корабли, которые не нужны американскому флоту, мы могли бы предоставить их в аренду нашим европейским союзникам для усиления их способности противостоять на море России. Новая инициатива в области ленд-лиза может также помочь укрепить интеграцию в области инфраструктуры и сделать прифронтовые государства Центральной и Восточной Европы более способными противостоять кремлевской угрозе.

Судя по всему, сейчас подходящее время для реализации подобной инициативы. Бюджетное давление заставило Пентагон сократить бюджет Военно-морских сил на 2021 год, — были уменьшены ассигнования на строительство новых кораблей, а также сокращено количество уже существующих. Одновременно Украина сталкивается с возможностью новой военно-морской атаки со стороны России на южное побережье этой страны. Кроме того, Россия продолжает удушение украинского коммерческого судоходства в Азовском море и в Керченском проливе. В 2018 году мы уже видели, что Москва с пренебрегает морским правом и готова к проведению новых атак на море. Следует также отметить, что на ранних этапах российского вторжения весной 2014 года город Одесса, крупнейший порт Украины, числился среди ключевых стратегических целей Кремля. Другими словами, Украина сталкивается с серьезной угрозой на море, и это происходит в то время, когда у Соединенных Штатов, судя по всему, имеется излишек боевых кораблей. Поскольку Россия продолжает демонстрировать свои мускулы как в Черном, так и в Азовском морях, другие страны этого региона тоже имеют причины для того, чтобы пытаться усилить свой военно-морской потенциал.

Между тем в настоящее время в Центральной и Восточной Европе остро ощущается нехватка адекватной гражданской и оборонной инфраструктуры, которая могла бы интегрировать оборону региона против России. Инфраструктура такого рода могла бы значительно облегчить переброску войск из Западной Европы и США в находящиеся под угрозой участки фронта. Она также послужит важным стимулом экономического роста и региональной интеграции, особенно в плане привязки Украины к соседям по ЕС.

В ответ на желанные поставки американских военных кораблей, участвующие в этой программе страны могли бы сдать в аренду или предоставить НАТО доступ к базам на своей территории, имеющим выходы к Балтийскому морю, к Черному морю или даже к Азовскому морю. Полученный деньги в виде оплаты за аренду военных баз или сэкономленные из-за отсутствия необходимости самим строить военные корабли могут затем быть направлены в специальный инфраструктурный фонд, который будет также пополняться за счет прямых поступлений от стран-членов НАТО. Эта программа должна, несомненно, включать в себя Украину, которая в настоящее время предпринимает значительные усилия для соответствия стандартам НАТО, а также для выхода на путь, ведущий к вступлению в НАТО. Сэкономленные Киевом деньги в результате отсутствия необходимости оплачивать строительство столь нужных военных кораблей могут быть использованы на строительство поддерживающей военной инфраструктуры Украины, что является еще одним способом интенсификации реформы в области обороны.

Москва, конечно же, будет рассматривать такого рода шаги как значительную угрозу. Однако Москва воспринимает любые попытки укрепления безопасности Европы как враждебные действий и не демонстрирует никакого желания договориться об окончании войны против Запада, включая Украину. Поэтому недовольство Москвы не следует считать решающим фактором.

Существует много преимуществ для возрождения в современных условиях концепции ленд-лиза. Во-первых, подобная программа усилит Украину в материальном плане за счет демонстрации растущей поддержки Соединенными Штатами этой страны. Во-вторых, этот план может повысить безопасность союзных стран и увеличить их возможности в таких находящихся под угрозой регионах как Румыния в Черноморском регионе и Польша на севере. В-третьих, реализация программы ленд-лиза может создать стимулы для американских союзников в Центральной и Восточной Европе для инвестирования в инициативы, которые одновременно будут способствовать экономическому росту, региональной интеграции, а также сотрудничеству в области безопасности. Тот факт, что Вашингтон недавно предоставил миллиард долларов на реализацию Инициативы трех морей (Three Seas Initiative), предусматривающей в первую очередь создание транспортной инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе, свидетельствует о том, что влиятельные американские политики осознают потенциал для реализации такого рода программы.

Версия программы ленд-лиза XXI века сделает эффективным использование существующих ресурсов внутри западного лагеря, а также усилит сдерживание и безопасность в находящихся под самой непосредственной угрозой регионах Центральной и Восточной Европы. Очень важно, что поддержка военных возможностей и сотрудничества в этом регионе направит ясный сигнал Владимиру Путину о том, что его нынешняя агрессия приведет как раз к такому результату, который он хотел бы избежать, а именно — к большей независимости Украины и усилению ее европейской интеграции. Возможно, это будет лучшим аргументом в попытках убедить Москву в том, что нужно договориться о реальном окончании войны и предоставлении Украине возможности восстановить свою территориальную целостность. Даже если Кремль не будет способен уяснить для себя этот факт, западный мир, тем не менее, будет предпринимать значительные практические шаги, направленные на сдерживание российских имперских амбиций, а это, в конечном счете, является единственным способом обеспечения мира в Европе.

Стивен Блэнк — независимый консультант. Ранее был старшим научным сотрудником Американского совета по внешней политике (American Foreign Policy Council), а также научным сотрудником Программы имени Макартура в Военном колледже Армии США.

Обсудить
Рекомендуем