Москва прижала настолько, что белорусское руководство уже реально вертится как вьюн на сковородке, чтобы получать нефть с разных направлений. Александр Лукашенко на совещании во вторник подчеркнул, что нужно не только находить новых поставщиков, но и выстраивать логистику доставки сырья. То есть если раньше Белоруссия тупо сидела на российской трубе, то сейчас речь идет о новой инфраструктуре.
В отношении Белоруссии, по словам Лукашенко, «условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами, которые желает решить страна-поставщик». Это можно трактовать как прозрачный намек на то, что Кремль выкручивает руки, добиваясь «углубления интеграции».
Но нефтяную зависимость от России, как бы она ни была горька, грозным указом не отменишь. Прогресс в том, что белорусские державные мужи, отрезвевшие от «братской интеграции», наконец осознали: эту зависимость нужно методично ослаблять. Тогда мы «не будем постоянно ползать на коленях 31 декабря, вымаливая эту нефть», отметил во вторник глава государства, снова ввернув полюбившуюся сильную метафору.
«…Мы сами виноваты, что не диверсифицировали в свое время поставки нефти. Монополизм всегда приводит к подобным результатам», — самокритично посетовал белорусский президент. По его прикидкам, «около 40%, может быть, 50% будем по-прежнему покупать нефть в России (если Россия захочет), когда окончательно диверсифицируемся. А по 30% можем покупать с портов Балтики и из Одессы».
Достроить «несчастные» трубы, чтобы не возить цистернами
Поясним: с юга уже можно элементарно качать нефть по трубе Одесса — Броды и далее по ветке «Дружбы» прямехонько на Мозырский НПЗ. Два танкера нефти (170 тысяч тонн) только что закупили у азербайджанцев. А вообще, как сообщил председатель концерна Белнефтехим Андрей Рыбаков, в 2020 году Белоруссия рассчитывает получить до 1 миллиона тонн азербайджанской нефти. Отметим, что Киев рад помочь с транспортировкой.
С Балтики пока приходится возить цистернами, что дорого. Но и оттуда, уверен белорусский президент, можно наладить поставки по трубе: «Это же не проблема построить. Там, кстати, есть пара труб, которые бы нас устроили, если бы мы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами по этим трубам». При этом, надеется Лукашенко, американцы (были упомянуты переговоры с прилетавшим в Минск 1 февраля госсекретарем США Майком Помпео) могут дать «совсем дешевые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики».
Добавим, что и польский оператор нефтепровода «Дружба» — PERN вопреки прежним довольно скептическим заявлениям решил технически подготовить трубу к транспортировке нефти в восточном направлении, ищет подрядчика для реализации проекта. Это означает, что ранее звучавшие слова Лукашенко о поставках нефти из Гданьска тоже вполне могут реализоваться. Причем на днях делегация правительства Польши провела в Вашингтоне консультации о механизме поставок нефти из США в Белоруссию через польские порты. Так что за нефтяной диверсификацией встает могучая фигура дяди Сэма.
Это всерьез или чтобы впечатлить Москву?
Америка Америкой, однако реализация этих красивых планов будет зависеть прежде всего от инициативы, решительности белорусской стороны. Насколько далеко готов идти Лукашенко? Это реальное и бесповоротное выстраивание нефтяной альтернативы или прежде всего попытки произвести впечатление на Москву, чтобы та смягчила условия поставок нефти? Ведь все-таки российская нефть пока дешевле. Даже с чертовой премией нефтяным компаниям, которую Минск наотрез отказывается платить.
Когда в 2010 году по поводу нефти разразилась жестокая ссора с восточной соседкой, Белоруссия стала покупать довольно много этого сырья (счет шел на миллионы тонн) в Венесуэле, Азербайджане. И ряд аналитиков считает, что именно демонстрация альтернативы заставила российскую сторону пойти на компромисс — снять для Минска пошлины на нефть и нефтепродукты. Впрочем, Кремлю, возможно, просто очень нужна была подпись Лукашенко под соглашениями о создании Единого экономического пространства. Так или иначе, но как только произошло замирение, альтернатива заглохла.
«В каком-то смысле 2024 год для белорусских НПЗ уже наступил»
Теперь, однако, можно сказать, что белорусские власти реально готовятся к наступлению 2024 года, когда российская нефть для Белоруссии выйдет на мировые цены, считает Валерия Костюгова, редактор сайта экспертного сообщества «Наше мнение» (Минск). «Более того, в каком-то смысле 2024 год для белорусских НПЗ уже наступил», — заявила собеседница в комментарии для Naviny.by. Она пояснила: Минск сейчас добивается уже не столько компенсации последствий налогового маневра в российской нефтянке, сколько лишь отмены премий для российских компаний-поставщиков.
По мнению эксперта, Лукашенко, видимо, почувствовал, что Евросоюз и США готовы вложиться в выстраивание инфраструктуры для альтернативных поставок нефти в Белоруссию, отсюда довольно уверенный тон, когда речь идет о вероятной транспортировке по трубе из портов стран Балтии. При этом Костюгова не исключает и даже считает очень вероятным, что если Минск и Москва найдут временный компромисс по поставкам нефти, то стороны вернутся и к дорожным картам «углубления интеграции», одна из которых связывает компенсацию издержек от налогового маневра с унификацией налогового законодательства двух стран.
«Для Лукашенко Союзное государство — многолетний личный политический проект. И вообще белорусский руководитель в плане отношений с Россией непоследователен. Можно вспомнить, как он не хотел продавать Белтрансгаз, а потом заявил, что нам не нужна эта ржавая труба», — отметила собеседница Naviny.by. В то же время она не сомневается, что линия Минска на частичное замещение российской нефти продолжится в любом случае. Вопрос только в темпах и объемах. Продолжение этой политики поможет белорусским властям укрепить позиции в том же нефтяном торге с Москвой, подчеркнула Костюгова.
Чем заменить нефтяной офшор?
Показательно, что Лукашенко сегодня говорит о переориентации продаж нефтепродуктов на ближайшие маржинальные рынки: с новополоцкого Нафтана — в страны Балтии («продавать северным нашим соседям»), с Мозырского НПЗ — на Украину, которую подчеркнуто назвал братской.
«И южный — Мозырский — завод производит качественный продукт, это я знаю от самих водителей на Украине. Они с удовольствием покупают наши бензин и дизельное топливо», — привел аргумент белорусский руководитель.
Это тоже адаптация к новым реалиям. Эпоха, когда Белоруссия гнала большие объемы нефтепродуктов в Нидерланды, Великобританию (и далее везде), возможно, подходит к концу. Такой экспорт к черту на рога при новых, более жестких ценах на нефть теряет прежнюю прибыльность. Логичнее продавать бензин и дизель соседям: плечо доставки меньше.
Соответственно, возникает вопрос: а нужно ли тогда закупать нефть в таких же сумасшедших объемах, как прежде? Может, вместо 24 миллионов тонн (столько предусмотрено подписанным с Россией индикативным балансом на нынешний год) достаточно будет вдвое меньше — чтобы обеспечить внутренний рынок да кое-что продать на соседние, самые выгодные?
Тогда и с Россией будет меньше поводов бодаться. Лукашенко сегодня сделал показательную ремарку: «Рассчитываю, что в программе на очередную пятилетку будет сформирован конкретный план, как снизить значимость условий поставок нефти для формирования ВВП». Однако вопрос упирается в новые источники экономического роста. Парк высоких технологий — это хорошо, но его мало. Пока это оазис на фоне довольно совковой экономики. Ее нужно капитально переделывать.
И для консервативно мыслящего Лукашенко это колоссальный вызов. Пока мы не слышим внятного ответа на вопрос, чем белорусские власти собираются заменять накрывшийся медным тазом нефтяной офшор.