Козак и Шмыгаль: как новые люди в Москве и Киеве повлияют на Донбасс? (Advance, Хорватия)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине появилось новое правительство, а недавно правительство поменялось и в России. Как новые люди в обоих правительствах смогут повлиять на ход переговоров по Донбассу? — спрашивает автор и пытается найти ответ на этот вопрос, затронув заодно и идею союзного государства, которая очень важна для россиян.

Четвертого марта украинский парламент принял отставку премьера Алексея Гончарука и утвердил новое правительство во главе с Денисом Шмыгалем. Новое правительство стало ответом на углубляющийся кризис доверия к украинской власти. Он отчасти объясняется завышенными ожиданиями, которые общественность связывала с президентом Владимиром Зеленским. Особенно это касается ожиданий улучшений в экономической сфере.

Непосредственной причиной этих изменений стал недавний резкий скачок в настроениях украинцев. Все больше людей с неодобрением смотрят на действия украинского президента и правительства (несмотря на парламентско-президентскую систему, правительство де-факто подчиняется Зеленскому как главному человеку в системе власти). В ходе опроса, проведенного в середине февраля, 25% респондентов заявили, что ситуация в стране развивается в правильном русле, а более 50% опрошенных сказали, что она развивается неправильно (в декабре таких было 44 и 36% соответственно). Эти результаты перекликаются с ростом общего недовольства результатами внешней политики Зеленского, а также Гончаруком, чья отставка была предопределена недавним скандалом с прослушиванием (появились записи, на которых неосторожный премьер негативно отзывается о президенте). Затеяв перестановки, которые потребовали официальной отставки премьера, Зеленский надеется, что ему удастся дистанцироваться от сложившейся в стране ситуации и переложить всю ответственность на правительство.

Теперь у Украины новый премьер, и заменены более двух третей министров. Изменения коснулись в первую очередь тех министерств, которые занимаются социально-экономическими вопросами, то есть финансами, социальной политикой, здравоохранением, а также глав МИДа и Министерства обороны. Несколько министерств, например энергетики и экономики, пока остались без руководства, вероятно, из-за спешки Зеленского в смене глав ведомств. Новые члены правительства — это в основном люди опытные, связанные с крупнейшими политико-предпринимательскими группами. Это подтверждает, что нынешний правящий лагерь отказывается от прежней практики назначения на ключевые государственные посты людей, которые не участвовали в национальной политике. Хотя опытные министры, как считает Зеленский, смогут повысить эффективность правительственных политиков, его обращение к старой элите подтверждает, что положение реформаторского крыла правящего лагеря ослаблено.

Новый глава правительства Шмыгаль — 44-летний экономист и бизнесмен из Львова, который обладает многолетним опытом в государственном управлении на региональном уровне. С 2017 по 2019 годы он занимал руководящие посты в ДТЭК, холдинге, принадлежащем самому богатому украинскому олигарху Ринату Ахметову. За непродолжительный срок президентства Зеленского, Шмыгаль быстро вырос как чиновник и политик, став во главе Ивано-Франковской области в августе прошлого года. Затем, в феврале этого года, он занял пост заместителя премьера и министра регионального развития. У нового премьера нет внушительного политического бэкграунда, в отличие от Гончарука, и он останется зависим от президента Зеленского. Тем не менее трудно предугадать, будет ли Ахметов влиять (и насколько) на нового председателя правительства.

Новый глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба, бывший заместитель премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, считается одним из талантливейших украинских дипломатов молодого поколения. С 2016 по 2019 годы Кулеба работал постпредом Украины при Совете Европы. Его роль в реализации внешней политики ограничится в основном текущими делами министерства, а ключевые решения, прежде всего о переговорах с Россией и отношениях с Соединенными Штатами, будет по-прежнему принимать руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак, которому Кулеба будет де-факто подчиняться. Новым заместителем премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции станет бывший министр иностранных дел Вадим Пристайко, который потерял свое место из-за конфликта с Ермаком.

Новое правительство сохранит нынешний курс украинской внешней политики. Приоритетом станет выход из кризиса на Донбассе и реинтеграция территорий, которые киевские власти сейчас не контролируют. Одним из средств станет активизация билатеральных переговоров с Россией. Украина продолжит прилагать усилия для параллельной интеграции в Европейский Союз и НАТО (общественная поддержка членства в обеих организациях держится на рекордно высоком уровне, поэтому смена проевропейского курса могла бы привести к резкому снижению доверия к власти и даже беспорядкам). Вероятно, больший акцент будет делаться на экономической составляющей внешней политики и на сотрудничестве с украинской диаспорой, а также на публичной дипломатии, в которой новый министр иностранных дел большой специалист.

В новом украинском правительстве появился новый переговорщик с Кремлем. В конце января в отставку ушел Владислав Сурков, который многие годы являлся помощником президента Владимира Путина и его важнейшим советником по Украине. Ему на смену пришел Дмитрий Козак, бывший заместитель премьера в правительстве Медведева. Теперь Козак — главный человек Кремля в том, что касается российской политики в отношении Киева. Правительство сменилось и в России, и на Украине. В непосредственной близости российского президента протекают серьезные процессы. Сообщение в СМИ об отставке Суркова, одного из влиятельнейших людей в Кремле, — важный сигнал для Украины. Козак тоже давно соприкасается с украинской темой, и СМИ уже несколько раз называли его «экономическим» куратором ЛНР. Действительно, будущее российское финансирование Донбасса во многом зависит от его положения в кремлевском руководстве. Кроме того, помощника Зеленского Андрея Ермака связывают с новым советником в Кремле близкие отношения.

Переход Козака в президентскую администрацию — явное повышение и закрепление его влияния на принятие решений. Более того, это подтверждение провала Суркова, его неэффективности в решении украинской проблемы. Козак пользуется репутацией эффективного кризис-менеджера и, как правило, отдает предпочтения компромиссным решениям. Для украино-российских отношений это не так уж плохо. Кстати, политика, сторонником которой является Козак, в меньшей степени ориентирована на агрессию и прямое противостояние. Конечно, не нужно забывать, что конструктивность в политике, на которую нацелен Дмитрий Козак в отношениях с Украиной, — это по-прежнему конструктивность в чисто кремлевском понимании. С точки зрения национальных интересов Украины за этой «конструктивностью» все-еще может скрываться опасность. Кроме того, главным центром принятия решений в России был, есть и будет лично Владимир Путин. Не стоит ожидать особых перемен в российской политике. Отношения двух стран и впредь будут развиваться в условиях политического давления и экономическо-энергетического сотрудничества.

С другой стороны, главная задача Ермака и Козака — достичь компромисса по Донбассу, как можно скорее, в течение трех — четырех месяцев. Есть «священная дата» — девятое мая. К ней и постараются приурочить достижение результата на переговорах. Единственная проблема, на которую обращают внимание дипломаты, заключается в том, что стороны в своем диалоге упорно стараются следовать минским договоренностям. Но, как показывают события последних пяти лет, у них нет механизма реализации. Поэтому ситуация рискует зайти в тупик, и в результате конфликт снова обострится. Этого можно ожидать ближе к лету. Скоропалительные договоры оказываются неэффективными при реализации на практике и ведут к бесконечным рассуждениям на высоком политическом уровне в Москве и Киеве без желания действовать, прислушавшись к политической воле тех, кто на местах.

Занимаясь «узким» украинским сегментом вопроса, Кремль не отказывается от идеи пересмотреть распад СССР. Наиболее явно это желание отражает проект «союзного государства», к которому россияне периодически возвращаются в информационном поле. В последнее время поступают сообщения о том, что, инициировав изменения и дополнения в Конституции Российской Федерации, которые предполагают ограничение роль президента в пользу некоего нового конституционного органа, Путин готовит себе роль лидера «над системой», следуя примеру Дэн Сяопина в Китае и Нурсултана Назарбаева в Казахстане. Есть веские причины полагать, что Путин хочет остаться в Государственном совете не только России, но и «союзного государства» в качестве «мудрого патриарха». Кроме того, мы говорим не только о «традиционном» проекте (союзе Российской Федерации и Белоруссии). Возможно, в новый союз войдут и так называемые «непризнанные республики»: Северная Осетия, Абхазия, а также некоторые другие регионы. До сих пор главным препятствием для создания «союзного государства» была позиция Александра Лукашенко, который систематически «топил» инициативы, направленные на углубление интеграции. Однако повышение Козака может означать, что в скором будущем давление на Белоруссию усилится. Факт в том, что заместитель главы президентской администрации уже давно сотрудничает с бывшим послом Российской Федерации в Белоруссии Михаилом Бабичем, которого называют главным лоббистом радикального решения «белорусской проблемы». Сейчас Бабич, с помощью Козака, может укрепить свою позицию в путинской администрации.

 

Обсудить
Рекомендуем