Энергетическая отрасль упоминается рядовыми украинцами чаще всего тогда, когда повышаются тарифы или отопление не включили вовремя. Однако недавно негатив в ее сторону полился даже из-за снижения тарифов. Заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды по вопросам европейской интеграции Константин Чижик в интервью Укринформу объяснил, почему «зеленые» тарифы стали нам не по карману, как планируют модернизировать ядерный сектор и оживить Чернобыль, какой прорыв осуществлен в усилении энергетической независимости Украины и Европы от РФ.
— Давайте начнем с самой важной темы: усиление украинской энергетической независимости. У нас будут новые источники поставок газа?
— Да. Это, без преувеличения, одно из самых выдающихся достижений в истории независимой Украины, я считаю. Мы несколько месяцев вели переговоры с американским правительством и на днях подписали письмо о намерениях с американской компанией относительно системных поставок сжиженного газа из США в Украину. Это только начало. Речь идет не просто о диверсификации поставок в Украину, что является краеугольным камнем нашей экономической, политической, энергетической независимости. А о большом геополитическом проекте с целью уменьшить влияние РФ на Европу. О превращении нашей страны в энергетический газовый хаб благодаря газовым хранилищам. Идея такова: поставлять американский сжиженный газ в Украину. Закачиваем его в свои хранилища и продаем в ЕС. При этом речь идет о том, что Украина будет не просто покупать и закачивать газ, но и будет владеть частью всей цепочки — от добычи газа в США до его реализации. Это изменит роль Украины в регионе и значительно усилит нашу безопасность. Если бы в 2014 году в наших газохранилищах был американский газ, вела ли себя Россия так же?
— Думаю, да, потому что действия россиян достаточно иррациональные…
— А я думаю, ситуация развивалась бы совсем по-другому. Американцы и европейцы защищают свои инвестиции. Поэтому этот геополитический проект может превратить Украину в действительно важного игрока на энергорынке Европы и усилить ее физическую безопасность. Кроме того, увеличит доходы, предоставит возможность всесторонне интегрироваться в ЕС. Стать бенефициаром и партнером. А в дальнейшем газ можно продавать не только в Европу — наши разветвленные газовые сети открывают возможности сотрудничества с другими странами. И я это считаю одной из величайших побед за последние годы.
ОПЕРЕДИЛИ СОБСТВЕННУЮ СТРАТЕГИЮ НА 2 ГОДА
— Вопрос об «урезании» зеленых тарифов, который всех взволновал. Инвесторы нервничают — надеялись, что тарифы будут неизменно высокими до 2030 года. Чем это обернется для Украины?
— Инвесторов в любой стране и сфере интересуют три вещи: доходность, темпы окупаемости и риски. Нет в Украине и, пожалуй, Европе настолько защищенной и прибыльной отрасли, как возобновляемая энергетика. Инструмент стимулирования создавался, чтобы дать возможность развиваться сектору в сторону чистых технологий. Идея хорошая, но вопрос — как реализовалась и к чему привела на практике? Когда в других странах применялся этот же механизм, рано или поздно они сталкивались с тем, с чем и мы сегодня. Результаты стимуляции хорошие, однако нужно переходить к более рыночным механизмам. Поэтому большинство стран переходят на так называемые аукционы. Это когда тариф гарантируется, выплачивается определенное количество лет, но он не навязывается государством, а определяется рыночным механизмом путем конкуренции.
Условно говоря, есть квота 100 МВт. Вы хотите построить солнечную станцию — и я тоже. Выигрывает тот, кто предложит меньший тариф. Так это работает во всем мире, и в Украине мы уже несколько лет говорим о необходимости перехода на аукционы, уменьшении «зеленых» тарифов. В апреле 2019 года был принят закон об аукционах, над которым в том числе работали министр Оржель и я. Законом предусмотрен переход от «зеленых тарифов» на аукционы. Однако, стоит отметить, что де-факто это должно произойти в 2022-2023 годах. С апреля 2019 года и по сегодняшний день было построено в разы большее количество возобновляемых электростанций, чем ожидалось. Поэтому, если уже сейчас не ввести аукционы и не ограничить «зеленый тариф», до 2023 года рынок просто не дотянет. Все это имеет объективные финансовые, технические и опасные причины.
— Можно подробнее об этих трех пунктах?
— На данный момент дефицит гарантированного покупателя (компании, которые закупают электроэнергию у производителей) по прогнозам на 2020 год составит 19 млрд грн. Мы не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Почему так произошло и как решить данную проблему? Одна из причин — очень быстрые темпы развития зеленой генерации. Когда в 2017 году разработали «Энергетическую стратегию», кто-то считал ее слишком оптимистичной — мол, целей не достичь вовремя, доля возобновляемой энергетики к 2020 году не будет равна 11%. А мы достигли этого показателя уже в 2019 году и сейчас перевыполняем стратегию на 2-2,5 года. На сегодня установлено более 5 МВт мощности СЭС (солнечных электростанций), что ожидалось на 2030 год. С одной стороны, это классно, но в состоянии ли мы оплатить и абсорбировать такие объемы технически? Для этого нужно было на протяжении последних нескольких лет модернизировать инфраструктуру, запустить рынок вспомогательных услуг и подготовиться к такому росту заранее. Этого за последние годы сделано не было, поэтому наша команда начала работать над этим, как только пришла в правительство. Однако, с другой стороны, в каком бы «турборежиме» мы ни работали, такие процессы объективно требуют времени, а дефицит Гарантированного покупателя существует уже сегодня — и это нужно решать срочно. Инвесторы говорят, «если нет денег, увеличьте тарифы для населения и промышленности, в предыдущие годы обещали, то, все равно как, выполните».
— В определенном смысле, это нормальный подход коммерсантов, которые занимаются бизнесом, а не благотворительностью.
— Приведу несколько примеров. До того, как занять эту должность, я три года занимался привлечением инвестиций, в частности, работал в Одесской ОГА. Одесская область очень перспективна с точки зрения развития возобновляемой энергетики: много солнца, ветра. Но многие инвесторы смотрели на наш «зеленый» тариф и говорили — это слишком хорошо. Мы на опыте других стран знаем, что оно у вас через год-два накроется медным тазом. Пока не поздно, снизьте тариф сами, обезопасьте хотя бы тех, кто уже инвестировал. И таких было очень-очень много. IFC, одна из основных структур Всемирного банка, которая занимается развитием частного сектора, дает очень дешевые кредиты бизнесу, охарактеризовала модель как unsustainable — неустойчива, непостоянна. «Вкладывать деньги в это не будем», — ответили.
— То есть, пришло время рассказать людям правду? А если мы перевыполняем план, каким видите развитие возобновляемой энергетики в ближайшие годы?
— Первый и главный пункт: мы заинтересованы в дальнейшем развитии возобновляемой чистой и более дешевой энергетики. Без уменьшения тарифа сейчас, определенного замедления темпов ввода в эксплуатацию новых станций и решения системных проблем работы рынка — дальнейшее развитие невозможно. К двум описанным обстоятельствам добавляется третье — техническое. Сеть не резиновая, она может принять только ограниченное количество генерации. «Зеленка» создает очень много проблем с балансом. Точно спрогнозировать погоду и производство энергии сложно. А оператор сети закладывает обещанное производителями количество электроэнергии в баланс на следующий день. И если ее не выдали — нужно балансировать тепловой энергетикой. Но абсурд заключается в том, что зеленая энергетика должна быть более чистой, а ее подстраховывает уголь. И мы де-факто увеличиваем выбросы, а не минимизируем. Необходимо развивать балансирующие мощности и модернизировать сеть, поэтому впервые за очень много лет это и начало делать министерство. В этом году планируем провести первый конкурс на балансирующую мощность, это была бы более маневренная и дешевая, чище, чем уголь, технология, которая сможет расширить возможности для «зеленки» и сделать всю сеть более гибкой. Министерство — за то, чтобы «зеленка» развивалась, но для этого нужно пойти на определенные жертвы сегодня.
Если не менять ничего, то сектор не выдержит, дефолт будет уже этой весной или летом. Потому что наступают солнечные дни, генерация растет, а платить нечем.
К слову, риторика инвесторов стала агрессивной только сейчас. Мы предложили реструктуризацию в ноябре, и несколько месяцев они молчали — надеялись как-то договориться в парламенте, но не получилось. А сейчас понимают, что с каждым днем дефицит Гарантированного покупателя растет, новые мощности продолжают вводиться, и это еще большее давление на уже существующие проекты.
— То есть, наше развитие теперь — в упорядочении?
— Да, и об этом знали все еще несколько лет назад. Конечно, были определенные гарантии государства на уровне законодательства. Но инвесторы осознавали риски и проблемы. Закон об аукционах, о реформе зеленой энергетики, о переходном тарифе был одним из наиболее дискутируемых законопроектов, он побил рекорд ВР по количеству зарегистрированных альтернативных законопроектов (их было 8). Почти половина депутатов предыдущей Рады были так или иначе бенефициарами зеленой энергетики — и трудно было уговорить их сократить собственные доходы. Но удалось! В октябре министерство предоставило все расчеты и заявило о необходимости добровольно снизить «зеленые тарифы». Предложили решение финансовой проблемы на 70% государством и только на 30% — за счет инвесторов. Но с того момента, когда мы предоставили все цифры, расчеты рисков, инвесторы продолжали вкладывать деньги, чтобы вскочить в последний вагон. Знаете, сколько было введено новых мощностей за эти 4,5 месяца? Больше, чем за все предыдущие 10 лет!
КУДА ТЕПЕРЬ ИНВЕСТИРОВАТЬ?
— Значит, энергетика в Украине — едва ли не единственная отрасль, в которую переинвестировали?
— Однозначно, возобновляемая энергетика — наиболее инвестиционно привлекательная в стране отрасль, одна из трех (еще IT и сельское хозяйство). Она в последние годы давала около 20% прироста ежегодно, в частности в 2018-м показала 100% роста, а в 2019-й было введено в 2,5 раза больше объектов, чем за все предыдущие годы вместе взятые. Слишком быстро развивается, быстрее, чем потребитель может себе это позволить. Нужно ли развивать «зеленку» дальше? Да. Все, что мы сейчас делаем — ради этого развития.
— Если говорить о государственных инвестициях — поддерживает ли государство какие-то прикладные стартапы финансово?
— На самом деле, это вне зоны компетенции нашего министерства. Однако, недавно запустился Госфонд поддержки стартапов именно для развития малого, в первую очередь — инновационного бизнеса. В Офисе привлечения инвестиций мы в свое время создали первый бизнес-инкубатор в госпредприятии, а именно — «Укрзализныце». Не только ради стимулирования предпринимателей, но и в интересах прозрачности, уменьшения коррупции в ней.
— Какие именно проекты подавались?
— Их было около сотни, десяток отобрали, все очень классные. Начиная с идеи — контролировать груз во время перегрузки и дизель, чтобы не воровали, и заканчивая системами электрической дозаправки, солнечными батареями на поездах и тому подобное. Большие комплексные решения. Сейчас думаем о различных креативных способах сотрудничества с госпредприятиями, в том числе для балансировки «зеленки». Например, создание дата-центров, кибер-центров, майнинг-центров, которые бы выкупали избыточную генерацию электроэнергии.
— Один из болезненных вопросов «зеленой» энергетики для общества — ветряки на полонине Боржава. Туристическая отрасль Закарпатья категорически против. С одной стороны, это иностранные инвестиции, с другой — это же неприкосновенный уголок Карпат…
— Нам многие советовали — ограничьте зеленую энергетику не тарифом, а административно. Вы же теперь Министерство энергетики и защиты окружающей среды, вот и не давайте разрешения — говорите, проблемы с экологией, строить нельзя. Мы считаем, это неправильно, ведь не такими способами нужно действовать. Если есть проблемы с экологией, мы это скажем, если нет — будут работать. Каждый отдельный объект получает ОВОС — оценку воздействия на окружающую среду. Это соответствующая экспертиза, работа с общественностью, с экспертами, соответствующими подразделениями в министерстве, которые оценивают негативное влияние. Что касается данного объекта, то там все ОВОС и разрешения были получены в предыдущие годы, а сейчас идут судебные дела.
— Хорошо. А что сегодня с бывшими солнечными станциями империи Клюевых? Кому принадлежат?
— Насколько мне известно, они все проданы китайцам. Кстати, многие инвесторы пугают нас арбитражами. Мы снизили тарифы для «клюевских» станций уже трижды через ВР. И китайские владельцы подали иски в арбитражный суд, уже несколько лет судятся с государством Украина. Пока решения нет и успехов тоже. Как видим по темпам внедрения новых зеленых мощностей, — судебное дело на этот бизнес не влияет.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ И ГАЗОВЫЙ ХАБ
— Как-то вы заявляли о новых тарифных ставках для населения. Потребляешь больше 500 кВт в месяц — тариф выше, богатые платят больше. Но ведь некоторые просто отапливается зимой электричеством… Есть ли будущее у прогрессивной шкалы тарифов?
— Речь шла об увеличении тарифов для очень маленькой прослойки населения с поправкой, что не должны пострадать те, кто отапливает дом электричеством. Это не обязательно богатые люди, просто у них такой вид отопления по определенным причинам. Думаю, это было бы правильно и перспектива есть. Сегодня платим все одинаково, кто-то получает субсидии, а потребление разное и нет никакого стимула его уменьшать. Это даже не шкала, а один из точечных механизмов уменьшения дефицита Гарантированного покупателя и одновременно потребления. По статистике, большинство домохозяйств Украины потребляют менее 100 кВт в месяц. 500 — это реально очень много.
— То есть, такие изменения все же планируются?
— Планировались при условии добровольной реструктуризации тарифа. Видим, что инвесторы не готовы идти на предложенные условия, следовательно, не увеличивали тариф. Наша идея — сделать дешевле энергетику для людей, не поднимать тарифы для населения.
— А что будем делать с ядерной и тепловой энергетикой? Огромный сектор, электростанциям 40-50 лет. Есть какие-то планы их модернизировать?
— Назрел очень важный не только для энергетики, но и для экономики в целом проект: строительство малых модульных ядерных реакторов. Наталья Яресько, как адвокат американского бизнеса в Украине, активно продвигала эту идею. Речь не о том, чтобы просто отремонтировать ядерные реакторы, а о начале производства этих реакторов у нас не только для Украины, но и на экспорт. Это очень многообещающая технология, сейчас проходит сертификацию в США и Канаде. Мы уже достигли определенных договоренностей с двумя американскими компаниями о начале производства в Украине, подписали меморандум. Важно завершить все испытания и быть уверенными, что технология безопасна, экологична. Но это открывает огромный потенциал для нашей промышленности. Это же высокие технологии, высокая добавленная стоимость, интеллектуальный потенциал! И новые возможности для нашей ядерной школы, которая до сих пор является одной из лучших в мире.
Коротко расскажу о проекте превращения Чернобыльской зоны в инновационный исследовательский и туристический хаб. Удалось привлечь внимание к ней азиатских, европейских и американских партнеров и уже есть определенные договоренности об открытии в Чернобыле исследовательских лабораторий. А это — развитие инновационного потенциала. Более того, по результатам переговоров с ЕБРР и странами Большой семерки в Лондоне, а также с новым генеральным директором МАГАТЭ в Вене мы планируем новый проект по финансированию зоны отчуждения для обеспечения безопасности. А это основа и для туризма, и для инвестиций, и для инноваций.