Еженедельное обзорное интервью аналитика Терезы Спенцероваой в «Парламентни листы»
Parlamentní Listy: Россияне отправили в Италию военные кадры и помощь для преодоления коронавирусного кризиса. Разве у них мало своих забот? Как вы прокомментируете мнение Яромира Штетины о том, что туда отправлены «зеленые человечки»? Может, так россияне хотят набраться опыта в борьбе с вирусом, который тем временем — хочешь не хочешь — распространяется у них дома? Кстати, «Чешское телевидение» сообщило, что итальянцы очень недовольны Европейским Союзом. Может ли эта помощь сыграть свою роль, когда мы будем продлевать европейские санкции за Крым?
Тереза Спенцерова: Вы правы в том, что некоторые наши «путиноборцы» весьма забавно отреагировали на «российскую агрессию в странах НАТО» (правда, многих эта реакция оставила равнодушными). С другой стороны, факт в том, что ЕС и НАТО плюнули на Италию и не только на нее, бросили ее на произвол судьбы в критической ситуации. Поэтому Риму пришлось искать помощи у других. В принципе оставались только Китай и Россия, кто мог бы быстро помочь. Для них это довольно простые, но очень важные «очки». Тем более в момент, когда американские армейские СМИ признают, что с баз в Италии обратно в США в скорейшем порядке перевезли сотни тысяч масок, хотя именно сейчас они очень пригодились бы итальянцам.
Кстати, Китай теперь занимается «масочной дипломатией» и помогает уже почти 90 странам, тогда как западные государства, каждое в одиночку, пытаются остановить пандемию, как умеют, и при этом еще воруют маски друг у друга…
Конечно, российская и китайская помощь как-то повлияет на итальянскую политику, но пока делать прогнозы слишком рано. Может измениться итальянская позиция в вопросе санкций, как вы говорите. Но тут нужно помнить, что сегодня для России санкции — не такая уж большая проблема, как у нас многие продолжают считать. Поэтому многое будет зависеть также от того, насколько сама Россия захочет улучшить отношения с Европой.
Посмотрим. Однако одно дело — позиция правительства, а второе — настроения в народе. Хотя, признаю, кадры в социальных сетях, как простые итальянцы снимают флаги Европейского Союза и заменяют их на китайские, впечатляют. Просто люди осознали, что нынешняя форма капитализма не идеальна для преодоления кризисов, и что ЕС хорош для расширения рынка. Но в трудную минуту и кризисные периоды он себя не оправдывает. Теперь ЕС обещает тонны миллиардов, придумывает новые облигации и тому подобное, но сейчас деньги сами по себе ничего не решают. Все это лишь говорит об уровне мышления тех, кто непоколебимо правит в Брюсселе.
— В Ливии уже тоже распространяется коронавирус. Возможна ли в стране, разрушенной гражданской войной, вообще какая-то «борьба с коронавирусом»? Свою роль в кризисе там сыграли Франция и Италия… Теперь у них своих забот полон рот, и это развязывает руки маршалу Хафтару? Иран тоже страдает от COVID-19. А что остальной арабский мир и Северная Африка, например Египет? Мы видели, как проводится дезинфекция даже на палестинских территориях…
— В стомиллионном Египте людям запретили выходить на улицу и закрыли авиасообщение с миром. Так же поступили в Алжире на западе Африки и в Иордании, Ливане, Сирии и Турции. Тунис закупил партию антисептика для рук, но какие-то «пираты» украли ее вместе с кораблем в море… Иными словами, Ближний Восток и север Африки реагируют на эпидемию, но местные правящие и государственные структуры не столь влиятельны, как, например, в Европе. Кроме того, чрезвычайно трудно добиться выполнения разных ограничительных мер от местных граждан, у которых любовь к сборищам, объятьям, взаимным похлопываниям и поцелуям — в крови. Результаты борьбы там весьма скромные, и я допускаю, что там вирус распространяется довольно легко. Этим странам помогает, пожалуй, только то, что у них там теплее, чем у нас, и для вируса это, как говорят, плохо.
В Ливии из-за коронавируса, кажется, на день остановили боевые действия, но уже утром следующего дня под Триполи началась новая схватка. Так что с точки зрения «перемирия» вирус бессилен. По имеющимся данным, там продолжают гибнуть турецкие солдаты и «завозные» командиры сирийского джихада. Возможно, в итоге вирус все-таки заставит (в комплексе с другими факторами) турок вывести свои силы и изменить ситуацию.
Но, по моему мнению, очень важно будет, прежде всего, какой будет ситуация с заболеванием в лагерях беженцев в этом регионе. Известно, что уже есть заразившиеся в лагерях в Ираке. Коронавирус — якобы главная причина того, почему Турция еще больше укрепляет свою границу с сирийской провинцией Идлиб, рассадником «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ организация — прим. ред.). Турция не хочет пускать на свою территорию боевиков вообще, а уж тем более тех, кто заразился вирусом. Опасения также вызывает лагерь беженцев Рукбан, который контролируют американцы на юге Сирии близ границы с Иорданией, а также лагеря в Ливии, где собираются африканцы, задержанные на пути в Европу… Если в этих охраняемых, но плохо оснащенных и откровенно удручающих местах вспыхнет эпидемия, нас ждет бойня «в прямом эфире». Правда, если СМИ мэйстрима расскажут о ней…
— Наблюдатели не предсказывают ничего хорошего, оценивая ситуацию в Соединенных Штатах, где у значительной части общества нет медицинской страховки. Дональд Трамп старается излучать оптимизм, но Нью-Йорк и Калифорния уже охвачены вирусом. Кроме того, американцы дружно плюют на ограничительные меры. Уже пишут о серьезной угрозе для доминирующего положения США в мире. А тут еще президентская кампания. Насколько сложная сложилась ситуация?
— Вы упомянули президентскую кампанию, и это важно. Именно непрекращающейся подготовкой к выборам можно объяснить то, что Трамп и его соперники наводняют общественное поле слишком оптимистичными или, напротив, катастрофическими прогнозами, пытаясь предугадать, как будет развиваться эпидемия. Найти в их словах здравое зерно все труднее.
Так или иначе Всемирная организация здравоохранения утверждает, что США, в том числе из-за политики, станут новым эпицентром коронавируса, а в американском Центре по контролю заболеваний убеждены, что через три — четыре недели численность умерших достигнет пика. По количеству зараженных США уже обогнали Испанию… Посмотрим, что будет. Но я повторю, что нужно помнить: одни будут преуменьшать всю опасность ситуации, а другие, наоборот, преувеличивать, поэтому воцарится хаос.
— Ярослав Тврдик, председатель Чешско-китайской торговой палаты, сообщил, что все медицинские расходные материалы в Китае за наличные стали скупать американцы. Кроме того, они якобы забронировали для себя все доступные рейсы. Таким образом, нам еще очень повезло, что нам удалось договориться о поставках в Чехию. Стоит ли благодарить его за особые отношения с Китаем? Многие так не считают. Когда китайцы, живущие у нас, в феврале и марте скупали маски и другой расходный материал, а потом отправляли все это в Китай, то, по мнению либеральных политиков, они намеренно расшатывали рынок, чтобы потом Китай мог подороже нам продать свои товары!
— Честно говоря, даже через три недели карантина я не превратилась в эксперта по коронавирусу. О кулуарах мировой торговли масками мне тоже сказать нечего, поэтому я не знаю, чем ответить господину Тврдику. Хотя понятно, что он будет вуалировать ситуацию вокруг китайских поставок расходных медицинских материалов. И ему будет противостоять (по принципу «всегда готов») группа убежденных «борцов с Китаем за Тибет», которые будут по-своему преподносить ситуацию. Трудно принять тут чью-то сторону. Но я подожду того момента, когда все «вуали» спадут и представится возможность для достоверного и серьезного анализа. Сейчас все просто стараются заработать политические очки с разной степенью успешности.
В истории о том, как китайцы скупали у нас маски, по-моему, есть какая-то недосказанность. Если у нас что-то продается, и царит свободная рыночная экономика, то, наверное, каждый может покупать что хочет и отправлять домой, если думает, что дома это пригодится. У них вирус уже хозяйничал вовсю, а у нас его не было, поэтому и маски были никому не нужны. Это закономерно, хотя, конечно, этой логикой намеренно пренебрегают. Я уже не говорю о том, что западные страны откровенно крадут друг у друга медицинские расходные материалы. Так что эта история кажется мне мухой, раздутой до размеров слона.
— Сейчас широко обсуждают, вышел ли Китай победителем из боя с коронавирусом, или он, напротив, должен каяться перед всем миром за то, что его «скрытность» привела к беде для всего мира?
— У нас широко обсуждают? Вот это да! Наверное, впервые после 1989 года! До сих пор у нас «обсуждения» ограничивались только взаимными оскорблениями и клеветой. Как я уже сказала, я не чувствую себя вправе выносить вердикты и рассуждать, как правильно бороться с коронавирусом у нас, а тем более в Китае, где я никогда не была, и в жизни встречала так мало китайцев, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. Из цифр Всемирной организации здравоохранения следует, что худшее в Китае уже позади, по крайней мере если говорить о первой волне. Скрывали ли там что-то, я не знаю. Готова поспорить, что да, потому что сначала так делают везде: и в США, и в Европе, хотя на Западе это называют не «скрывать», а «недооценивать». Но так или иначе о реальном положении все равно не говорят и цифры утаивают. Потом все раскрывается, когда становится понятно, что темнить дальше нельзя. Вспомните известный австрийский лыжный курорт Ишгль, который стал «идеальным инкубатором для коронавируса». Скрывали или недооценивали, как вы считаете? На самом деле хрен редьки не слаще…
— Что еще можно сказать о нынешней ситуации?
— Пожалуй, ничего. Можно только пожелать, чтобы правительство справлялось с эпидемией по мере своих сил — хотя бы так же хорошо, как делало это до сих пор.