Менее чем за три месяца Бразилия превратилась из любимчика инвесторов в Латинской Америке, стремящихся заявить наконец о своем возрождении — в этот раз казалось, что это действительно происходит, — в эпицентр оттока капиталов региона и один из эпицентров нового зарождающегося блока. Согласно данным Института международных финансов (ИМФ), за первые два месяца после начала кризиса коронавируса латиноамериканский гигант потерял 11,7 миллиардов долларов (10,8 миллиардов евро). Цифра сравнимая с размером ВВП такой страны, как Никарагуа.
Мексика отстает от Бразилии, и довольно намного: по последним данным, через полтора месяца после начала коронавирусного кризиса экономика страны уже потеряла 2 миллиарда долларов. Довольно внушительная цифра несмотря на то, что она не включает в себя отток вложенных в фондовый рынок денег, но все равно несопоставима с потерями южноамериканского гиганта: за тот же период Бразилия уже потеряла более 10 миллиардов долларов, в основном от продажи акций. Третья страна в регионе, Колумбия, несет несущественные потери.
Развивающиеся рынки в целом и особенно латиноамериканские страны больше всего страдают, когда инвесторы разводят руками и прикрываются долларовой ликвидностью. Так случилось и в этот раз: согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) чистый доход как от инвестиций на зарубежном фондовом рынке и вложений в долговые обязательства, так и от прямых иностранных инвестиций (эти данные еще не включены в статистику; они появятся в конце первого квартала) упадет от 5% до 15% до конца года. Курс валют региона также значительно упал, достигнув исторического минимума. Обвал бразильского реала был особенно существенен, с учетом имеющихся на сегодняшний день данным об оттоке капитала.
Почему Бразилия? «Эта страна очень зависит от всего происходящего за рубежом, и, из-за ее внушительных размеров, по ней можно оценивать риски прочих развивающихся стран региона. Многие управляющие портфелями и инвестиционными фондами имеют право на реализацию активов блока, и, поскольку этот рынок является крупным и ликвидным, отток капитала больше», — объясняет главный экономист ИМФ по Латинской Америке Мартин Кастельяно. «Другой фактор больше связан с особенностями Бразилии: экономика, которая отходит от очень продолжительного спада и сильно зависит от продажи сырья (спрос на которое резко упал в связи с коронавирусом) в Китай, страну, которая первой пострадала от коронавирусного кризиса». Хотя нужно подождать несколько дней для получения точных данных о трех проанализированных латиноамериканских странах, Кастельяно не сомневается: Бразилия была эпицентром оттока капитала из региона с самого начала кризиса.
Согласно последним прогнозам ИМФ, обновленным на этой неделе, экономика Латинской Америки подвергается огромному давлению из-за вируса: она падает на 2,7% по сравнению с прогнозом роста на 1,2%, сделанным пять месяцев назад. Пять основных экономик региона закроют год в минусе: экономика Аргентины упадет на 3,1% по сравнению с прогнозированным ростом на 1,6%; экономика Чили опустится на 2,3% вместо того, чтобы вырасти на 3,2%; экономика Колумбии упадет на 0,4% вместо прироста в 3,3%; экономика Мексики опустится на 2,8% вместо того, чтобы вырасти на 1,2%; а экономика Бразилия упадет на 1,8% вместо прироста в 2%. Несмотря на крах, эти цифры являются вполне благоразумными: в Мексике, например, власти ожидают еще больший удар по росту экономики, чем тот, который приходится по мировым банкам. «Цифры настолько шокирующие из-за того, что изначальная ситуация не была радужной: страна пережила многие годы без видимого роста экономики. Даже в случае восстановления экономики к 2021 году, ВВП страны по-прежнему будет значительно ниже среднестатистического», — комментируют они ситуацию с Мексикой. Бразилия находится в аналогичной ситуации, с отсутствием динамизма в экономике«, — сообщают эксперты ИМФ. Март еще не закончился, но одно уже ясно: 2020 год будет «незабываемым».