Падение международных цен на нефть продолжается уже несколько недель. Хотя центральные банки и правительства в разных странах предприняли стимулирующие меры, чтобы вызвать временный рост цен на нефть, распространение эпидемии коронавируса продолжает сводить на нет ожидания мирового спроса на нефть, а международные цены на нефть продолжают падать. Столкнувшись со многими неожиданными рисками, которые накладываются друг на друга, люди задаются вопросом: где находится «дно» мировых цен на нефть?
С исторической точки зрения, каждый раз, когда возникает нефтяной кризис, поводом для него может послужить геополитический конфликт, где нефть используется в качестве оружия, но в конечном итоге изменение цен на нефть все равно должно определяться спросом и предложением: изменения происходят либо по причине ограниченного предложения, либо по причине недостаточного спроса. Однако в этот раз проблема не только в спросе, но и в снабжении.
Согласно предыдущим прогнозам банка Goldman Sachs, мировой спрос на нефть в этом году снизится в среднем до 1,1 миллиона баррелей в сутки. Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин недавно заявил, что меры по борьбе с распространением эпидемии нового коронавируса привели к снижению ежедневного спроса на нефть в Соединенных Штатах, Европе и Азии до 15-20 миллионов баррелей. Кроме того, из-за того, что ни Саудовская Аравия, ни Россия не намерены уступать в ценовой войне, каждая нефтедобывающая страна существенно увеличила добычу нефти. Ожидается, что ежедневный снабженческий излишек нефти в мире в первом и втором кварталах этого года достигнет 3,9 миллиона баррелей и 5,7 миллиона баррелей соответственно. В то же время совокупные мировые запасы нефти, включая стратегические запасы США, составят 1,1 миллиарда баррелей. Из этого следует, что ситуацию серьезного переизбытка на мировом рынке сырой нефти будет трудно изменить в краткосрочной перспективе. Поэтому на рынке немало пессимистичных прогнозов о том, что цена на сырую нефть может продолжить падать за отметку ниже 10 долларов за баррель. Тем не менее несколько крупных энергетических консалтинговых компаний все еще придерживаются старых прогнозов, утверждая, что мировые цены на сырую нефть во второй половине года вернутся к отметке 30-40 долларов за баррель.
В настоящее время, пока международное сообщество объединяет силы для борьбы с эпидемией коронавирусной пневмонии, смогут ли две стороны ценовой войны, Саудовская Аравия и Россия, пойти на примирение? Ответить на этот вопрос все еще трудно. Согласно сообщениям зарубежных СМИ, на прошлой неделе Алжир, действующая страна-председатель в ОПЕК, призвал секретариат ОПЕК собраться на совещание, но Саудовская Аравия отказалась от участия. Источники сообщают, что другие члены ОПЕК не смогли признать, что проведение совещания достигло положительных результатов, поскольку только личное присутствие обоих лидеров Саудовской Аравии и России должно решить проблему ценовой войны между двумя странами.
В настоящий момент позиция Саудовской Аравии по-прежнему остается жесткой: она повторно заявила, что в ближайшие несколько месяцев она продолжит увеличивать добычу нефти до 12,3 миллионов баррелей в сутки, и что ее ежедневный объем экспорта достиг самого высокого уровня в истории — 10 миллионов баррелей. Аналитики рынка считают, что намерение Саудовской Аравии продолжать ценовую войну наносит ущерб ее давней репутации «стабилизатора цен на нефть». Если в краткосрочной перспективе Россию не удастся вернуть за стол переговоров, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль Сауд не только столкнется с различными внутриполитическими проблемами и давлением из-за финансового истощения государства, но и утратит кредит доверия за рубежом, особенно со стороны Соединенных Штатов. Недавно сенаторы-республиканцы США потребовали Саудовскую Аравию пересмотреть свою политику расширения производства, поскольку стратегия низких цен на нефть уже сильно ударила по американской отрасли сланцевой нефти и газа, а основные энергетические штаты США, такие как Техас и Северная Каролина, оказались в тяжелом положении.
Очевидно, что сланцевая нефтегазовая промышленность США станет крупнейшим проигравшим в этой ценовой войне. Многие нефтяные компании были вынуждены закрыть шахты, открытые только четыре года назад. Все больше мелких и средних производителей попадают в долговую яму, а тысячи нефтяников потеряли работу. Однако странным является то, что Дональд Трамп смог получить неожиданные политические выгоды из этой ситуации. По предварительным оценкам, что из-за каждого снижения цен на сырую нефть на 10 долларов галлон бензина будет стоить на 25-30 центов дешевле, что означает, что американские семьи сэкономят дополнительно 1 миллиард долларов ежегодных расходов. Соединенные Штаты известны как «страна на колесах», поэтому дешевизна бензина, несомненно, является важной проблемой в США, особенно в год выборов, поскольку тогда действующий президент сможет получить больше голосов в свою поддержку.
Поскольку цены на рынке нефти продолжают падать, согласно прогнозам, Саудовская Аравия и Россия могут только продолжать следовать этой тенденции, и в то, что ситуация в корне изменится, верится с трудом. В настоящее время нефтедобывающие страны озабочены только одной вещью — борьбой за долю на международном рынке. Увеличение экспорта может приносить небольшую прибыль, но быструю продажу и дает возможность заработать больше денег. Аналитики рынка в целом считают, что силу удара и влияние эпидемии на мировую экономику трудно предсказать, и в краткосрочной перспективе цены на сырую нефть будут подвержены серьезным колебаниям.