Президент России Владимир Путин решил держаться в тени в вопросе противодействия эпидемии коронавирусной инфекции, работая удаленно из своей резиденции в Подмосковье и делегировав полномочия, которые аккумулировал за годы работы в Кремле.
Жесткие карантинные меры и меры по закрытию границ были введены его доверенными лицами, включая мэра Москвы Сергея Собянина и премьер-министра России Михаила Мишустина. Множество чиновников руководят параллельными усилиями по сдерживанию распространения эпидемии и купированию ее экономических последствий.
Между тем Путин сконцентрировался в первую очередь на вопросе смягчения финансового удара по простым россиянам во время своих телеконференций и телеобращений, с которыми он выступает из своего пустого кабинета. В такой обстановке Путину довольно трудно делать вид, что он руководит поисками путей выхода из кризиса, то есть выполнять функцию, которую он, по всей видимости, очень хочет передать кому-нибудь другому.
Это довольно необычное положение дел для России, где все политические решения исходят из центра, и где обычным гражданам тоже приходится мириться с нехваткой медицинских масок, экономическими трудностями и даже просто монотонностью жизни в условиях карантина. Бизнес настойчиво просит правительство оказать ему дополнительную помощь, в том числе из финансовых запасов России.
«Хватит ждать, что какой-то мифический Путин вдруг явится и спасет вас, — сказала Евгения Альбац, главный редактор независимого журнала „Нью таймс" (The New Times), когда ее спросили о помощи во время интервью на популярной радиостанции „Эхо Москвы" на этой неделе. — Только вы сами можете это сделать».
В среду Путин выступил с очередным телеобращением, в котором призвал выплатить надбавки врачам и медсестрам, которые задействованы в лечении пациентов с Covid-19. Кроме того, он заявил, что следующие две-три недели станут решающими в борьбе России против этого заболевания.
Призвав россиян сплотиться, Путин сравнил борьбу страны с коронавирусной инфекцией с битвами русского народа с врагами в ХХ и XI веках — довольно странное сравнение, которое заставило многих россиян обратиться к интернету в поисках информации о событиях далекого прошлого.
«Дорогие друзья! — сказал президент. — Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем».
Этот призыв к объединению прозвучал в довольно важный момент, поскольку предыдущие обращения Путина не привели к какому-либо видимому результату. После того как в конце марта Путин объявил о «нерабочей неделе», многие россияне двинулись в ближайшие парки на шашлыки, после чего мэр Москвы ввел жесткий режим самоизоляции, подчеркнув, что его нельзя рассматривать как каникулы.
Другие сообщения Кремля о деятельности Путина в данный момент кажутся еще более странными. Сообщив о том, что Путин работает удаленно и ни с кем не обменивается рукопожатиями, в понедельник, 6 апреля, Кремль опубликовал видеозапись встречи Путина с двумя министрами, которая началась с обмена крепкими рукопожатиями. В ходе той встречи трое ее участников ни разу не упомянули о коронавирусной инфекции, в результате чего возникли слухи, что эта видеозапись была сделана раньше. Известный российский журналист Олег Кашин сказал, что, с его точки зрения, это были «консервы» — российский термин, означающий заранее подготовленный контент, который Кремль публикует спустя несколько дней или даже недель после того или иного события.
Видеоконференция, которая состоялась в среду, 8 апреля, и в ходе которой Путин напрямую обратился к главам регионов с призывом разработать новые меры по поддержке россиян, может указывать на то, что президент планирует занять более активную позицию в процессе выхода из текущего кризиса.
Аналитики отметили, что подход Путина во многом схож с подходами правительств других стран, где местным чиновникам поручается вводить жесткие меры, а центральное правительство старается поддержать экономику страны в целом. Такой подход позволит Путину немного дистанцироваться от непопулярных решений и сохранить общественную поддержку.
Есть еще она версия происходящего, которую озвучила Татьяна Становая, российский политический аналитик и глава аналитической компании R.Politik: Путин просто не считает борьбу с эпидемией коронавируса своей работой. К несчастью, добавила она, государственная машина «уже забыла, как действовать самостоятельно».
«Президент ждет от своих подчиненных эффективной работы, но они уже привыкли просто выполнять решения, принятые другими людьми, и забыли, как генерировать собственные решения», — написала она в статье, опубликованной на сайте Московского фонда Карнеги за международный мир.