В истории с пандемией, считает журнал, будет много проигравших, однако уже сейчас очевидно, что есть явный победитель, — крупные технологические компании. И большие цифровые платформы, включая «Алфабет» и «Фейсбук», выйдут из кризиса, став еще мощнее. Эксперты убеждены, что именно сейчас эти техногиганты должны воспользоваться моментом и снять то раздражение, которое в последнее время они вызывали у пользователей. В противном случае за них это сделают либо «большое правительство», либо какой-то другой бенефициар этой коронавирусной катастрофы.
Спрос на онлайн-сервисы резко возрос, при этом инфраструктура интернета оказалась чрезвычайно надежной. Новички, такие как «Слэк» (Slack) и «Зум» (Zoom), которые помогают предприятиям работать удаленно, буквально стали именами нарицательными, которые известны каждой семье. И хотя некоторые технологические цепочки поставок работают со скрипом, а расходы на онлайн-рекламу сократились, в большой пятерке компаний в целом наблюдается рост спроса.
«Фейсбук» заявила, что в странах, серьезно пострадавших от вируса, активность обмена сообщениями увеличилась на 50%. А «Амазон», чтобы справиться с растущим числом заказов через интернет, планирует нанять дополнительно 100 тысяч новых сотрудников. Крупные технокомпании, кроме того, являются и оплотом финансовой стабильности, — на балансе у «Алфабета», «Амазона», «Эппл», «Фейсбука» и «Майкрософта» наличности 570 миллиардов долларов. А стоимость их акций с конца января превосходит все рыночные ожидания.
Подобно тому, как у крупных компаний дела обстоят даже лучше, чем обычно, многие из более молодых и мелких компаний, оперирующих в сфере технологий, оказываются в тяжелейшем положении со времен кризиса доткомов 20-летней давности. Еще до того, как коронавирус ударил по всему миру, у «единорогов», — технологических стартапов стоимостью более миллиарда долларов, уже назревали проблемы. Среди многих компаний, обслуживающих потребителей, стратегия роста любой ценой, известная как «блицкейлинг», оказалась ошибочной. Некоторые компании, в особенности те, которые получили деньги фонда Vision Fund, принадлежащего «Софтбанку» (SoftBank), уже начали увольнять людей. А это, соответственно, позволит крупным технокомпаний нанимать готовых первоклассных специалистов, да и сами обваливающиеся компании могут быть попросту захвачены этими гигантами.
На самом деле, сегодня более чем когда-либо очевидно, что крупные технологические компании действуют как жизненно важные коммунальные услуги. Однако в этом-то и заключается ловушка, — ведь другие коммунальные услуги, такие как вода или электричество, жестко регулируются государством, а их цены и прибыль ограничиваются. По мнению экспертов, с окончанием кризиса перепуганные граждане и правительства могли бы подтолкнуть государство к тому, чтобы иметь аналогичный контроль над крупными технологическими компаниями.
Техногиганты, судя по всему, чувствуют эту опасность. «Экономист» считает, что лучшая для них защита — предложить новую сделку обществу, то есть четкие и прозрачные правила относительно ограничений и публикаций контента, что поможет пользователям распоряжаться собственными данными, контролировать их и получать свою прибыль. Кроме того, технокомпании должны продемонстрировать справедливое отношение к конкурентам, которые используют их платформы. На сегодняшний день самая оцененная компания в США — «Майкрософт», которая в свое время восстановилась благодаря созданию репутации, заслуживающей доверия. Это пример, заключает «Экономист», которому должны следовать другие крупные технологические платформы — или цифровые коммунальные услуги, как их скоро станут называть.