Не упустите свой шанс в кризис

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Призывает журнал «Экономист» в материале под этим броским заголовком. Судя по всему, его авторы вспомнили знаменитую фразу Уинстона Черчилля: «Любой кризис - это новые возможности». Крупные технологические компании процветают, и сейчас настал момент, чтобы очистить от шлаков их подпорченные отношения с обществом.

В истории с пандемией, считает журнал, будет много проигравших, однако уже сейчас очевидно, что есть явный победитель, — крупные технологические компании. И большие цифровые платформы, включая «Алфабет» и «Фейсбук», выйдут из кризиса, став еще мощнее. Эксперты убеждены, что именно сейчас эти техногиганты должны воспользоваться моментом и снять то раздражение, которое в последнее время они вызывали у пользователей. В противном случае за них это сделают либо «большое правительство», либо какой-то другой бенефициар этой коронавирусной катастрофы.

Спрос на онлайн-сервисы резко возрос, при этом инфраструктура интернета оказалась чрезвычайно надежной. Новички, такие как «Слэк» (Slack) и «Зум» (Zoom), которые помогают предприятиям работать удаленно, буквально стали именами нарицательными, которые известны каждой семье. И хотя некоторые технологические цепочки поставок работают со скрипом, а расходы на онлайн-рекламу сократились, в большой пятерке компаний в целом наблюдается рост спроса.

«Фейсбук» заявила, что в странах, серьезно пострадавших от вируса, активность обмена сообщениями увеличилась на 50%. А «Амазон», чтобы справиться с растущим числом заказов через интернет, планирует нанять дополнительно 100 тысяч новых сотрудников. Крупные технокомпании, кроме того, являются и оплотом финансовой стабильности, — на балансе у «Алфабета», «Амазона», «Эппл», «Фейсбука» и «Майкрософта» наличности 570 миллиардов долларов. А стоимость их акций с конца января превосходит все рыночные ожидания.

Подобно тому, как у крупных компаний дела обстоят даже лучше, чем обычно, многие из более молодых и мелких компаний, оперирующих в сфере технологий, оказываются в тяжелейшем положении со времен кризиса доткомов 20-летней давности. Еще до того, как коронавирус ударил по всему миру, у «единорогов», — технологических стартапов стоимостью более миллиарда долларов, уже назревали проблемы. Среди многих компаний, обслуживающих потребителей, стратегия роста любой ценой, известная как «блицкейлинг», оказалась ошибочной. Некоторые компании, в особенности те, которые получили деньги фонда Vision Fund, принадлежащего «Софтбанку» (SoftBank), уже начали увольнять людей. А это, соответственно, позволит крупным технокомпаний нанимать готовых первоклассных специалистов, да и сами обваливающиеся компании могут быть попросту захвачены этими гигантами.

При этом, как считают эксперты, скорее всего регуляторы не станут предпринимать никаких, даже минимальных мер ради предотвращения надвигающегося процесса консолидации. В США антимонопольное расследование в отношении самой дорогой компании — «Алфабет», которой принадлежит «Гугл», и компании «Фейсбук», — фактически заморожено, поскольку перед чиновниками сейчас стоят другие приоритетные задачи. Да и в период такого кризиса чиновники стараются воздерживаться от шагов, которые могут привести к дестабилизации компаний. Как считают в этой связи британские эксперты, перспективы принятия нового федерального закона о конфиденциальности, представляются теперь далекими, как никогда. Даже технологические скептики в Европейском союзе уже готовы переосмыслить подход к регулированию искусственного интеллекта (ИИ). Произошел и резкий поворот в отношении «надзорного капитализма», — так критики называют бизнес-практику крупных технокомпаний. Теперь этот самый капитализм воспринимается не как «эксплуататорский», а напротив, как необходимый для борьбы с вирусом. Сегодня никто не жалуется на то, что «Фейсбук» и «Гугл» рьяно удаляют дезинформацию о COVID-19, напротив, они все больше полагаются в этом на так называемый искусственный интеллект. А ведь до пандемии, замечают эксперты, подобная деятельность вызвала бы громкие возмущения в том духе, что все это цензура.

На самом деле, сегодня более чем когда-либо очевидно, что крупные технологические компании действуют как жизненно важные коммунальные услуги. Однако в этом-то и заключается ловушка, — ведь другие коммунальные услуги, такие как вода или электричество, жестко регулируются государством, а их цены и прибыль ограничиваются. По мнению экспертов, с окончанием кризиса перепуганные граждане и правительства могли бы подтолкнуть государство к тому, чтобы иметь аналогичный контроль над крупными технологическими компаниями.

Техногиганты, судя по всему, чувствуют эту опасность. «Экономист» считает, что лучшая для них защита — предложить новую сделку обществу, то есть четкие и прозрачные правила относительно ограничений и публикаций контента, что поможет пользователям распоряжаться собственными данными, контролировать их и получать свою прибыль. Кроме того, технокомпании должны продемонстрировать справедливое отношение к конкурентам, которые используют их платформы. На сегодняшний день самая оцененная компания в США — «Майкрософт», которая в свое время восстановилась благодаря созданию репутации, заслуживающей доверия. Это пример, заключает «Экономист», которому должны следовать другие крупные технологические платформы — или цифровые коммунальные услуги, как их скоро станут называть.

Обсудить
Рекомендуем