Наше представление о погребальных ритуалах викингов во многом сформировала популярная культура. В фильмах и книгах ярлов и славных воинов либо сжигают в погребальной ладье, либо хоронят в кургане. Для предстоящего путешествия в чертог мертвых — Вальхаллу, где пирует Один, — в могилу складывали оружие и ценные предметы.
Однако археологические находки показывают совершенно иную картину. Ученые обнаружили новые подробности похоронных ритуалов, жуткие и загадочные.
«Части трупов иногда закапывали во дворе и внутри домов. Возможно, отнюдь не случайно», — считает археолог Марианне Хем Эриксен (Marianne Hem Eriksen) из Университета Осло.
В своей новой исследовательской статье она рассмотрела около 40 фрагментов черепов железного века, найденных по всей Скандинавии. Находки датируются периодами от 250 года до нашей эры до 1050 года нашей эры — то есть до самого конца эпохи викингов.
«Должно быть, им было важно, чтобы мертвые оставались поблизости. Очевидно, близость с мертвыми имела для них некий смысл, раз с ними соприкасались в повседневной жизни», — говорит Эриксен.
Человеческие останки под порогом
Фрагменты черепов и трупы младенцев были найдены под порогом и в подполах жилищ. Смысл этого неясен. Традиционно считалось, что останки могли извлекаться из мест захоронения при их разрушении и осквернении.
Археолог Эриксен считает, что эта точка зрения ошибочна: «Многое указывает на то, что это делалось сознательно и обдуманно».
Религиовед и автор книг Гуннхильд Рёте (Gunnhild Røthe) новыми сведениями о черепах и скелетах очень заинтересовалась.
«В ту эпоху люди различали биологическую смерть и социальную. Это отношение отражено в письменных источниках того времени», — говорит Рёте.
Мертвые младенцы в стенах дома
Ранее Эриксен исследовала 52 детских трупа, замурованных в домах или похороненных в болоте.
Некоторых младенцев, особенно новорожденных и в возрасте до одного года, хоронили в стенах фундамента, в ямах во дворе и даже у печи, где готовили еду и ели.
«Такое ощущение, что традиция замуровывать детские трупики в стенах дома в некоторых местах складывалась целыми поколениями», — говорит Эриксен.
Если обратиться к письменным источникам в Скандинавии и Северной Европе, становится ясно, что убийство младенцев не только не было редкостью, но и считалось в каком-то смысле социально приемлемым.
Младенец был безымянным существом, не совсем человеком. Личностью человек становился, обретя имя, первые зубы и так далее.
Сила мертвых
Когда человек умирал, его личность и сила не исчезали бесследно.
«Не исключено, что кости считались оберегом от злых духов и сил. Но я думаю, что отношение к человеческим останкам было сложнее», — рассуждает Эриксен.
Определить однозначно, чьи это были кости — близких родственников, врагов или рабов — нельзя.
В то время отдельных храмов или общественных мест попросту не существовало. Большинство ритуалов происходили в домах, и там же люди отмечали важнейшие события.
«Особенно много фрагментов черепов мы нашли в домах. Мне кажется, предназначение у них было разное. Либо сохранить память о мертвом и его дух, либо, наоборот, уничтожить личность врага», — размышляет Эриксен.
Череп наделялся особой силой
Одна из самых известных находок железного века — череп из датского города Рибе. Осколок черепа исписан рунами, и в нем просверлено отверстие. Некоторые эксперты считают, что это был оберег от болезни или амулет от боли.
Помимо прочего, на кости начертаны имена богов Одина и Тюра.
Есть и примеры из скандинавской мифологии. Гуннхильд Рёте вспоминает известную легенду, как был обезглавлен великан Мимир, стороживший источник мудрости. Óдин ухаживает за его головой и смазывает ее травами, чтобы та не гнила. Голова мудреца Мимира не только продолжает жить, но и дает ему советы.
Эриксен и Рёте считают, что этот миф подчеркивает особое значение, которое викинги придавали голове.
Человеческие ценности
По мнению Рёте, нам с нашими представлениями о жизни и смерти не дано понять предков. Для нас жизнь и смерть противопоставлены и четко отделены друг от друга. Раньше было по-другому. Сама смерть и мертвецы были гораздо ближе к повседневной жизни и считались ее частью.
Изучая отношение наших предков к жизни, говорит она, мы можем многое узнать о себе самих.
«Прошлое показывает, что нельзя принимать сегодняшние ценности как данность. Общество наших предков было пронизано насилием. Тогда люди совершенно по-другому воспринимали тело и человеческое достоинство», — говорит Рёте.
Эриксен надеется, что ее исследования упрочат знания об эпохе викингов и развеют радужные стереотипы.
«Надо не бояться говорить о жертвах железного века и тогдашнем отношении к смерти. Надо тщательнее исследовать судьбу рабов, детей, стариков и остальных, кто заплатил жизнью за возникновение племенной аристократии и ранних королевств первого тысячелетия».