1. Почему День Победы — 9 мая?
Вопрос о том, почему День Победы празднуется именно 9 мая, возникал не у одного поколения школьников. И дело не только в том, что Запад празднует победу над нацистской Германией 8-го, а мы на день позже — с этим как раз все ясно. Вопрос возникал по другому поводу: если Гитлер покончил с собой 30 апреля, Берлин капитулировал 2 мая, то почему война закончилась 9 мая в Праге, а капитуляцию Германии подписывали все-таки в Берлине?
Если попытаться найти изначальную точку во всей этой неразберихе, то виновен в ней будет Адольф Гитлер. При его жизни для немцев все было ясно: пока фюрер сражается, сражается Германия, если фюрер капитулировал — война закончена. Но Гитлер ушел из жизни, оставив завещание, в котором назначил рейхспрезидентом адмирала Карла Деница, а рейхсканцлером — министра пропаганды Йозефа Геббельса.
Подобное разделение власти не существовало в Германии с 1934 года, когда умер президент Пауль фон Гинденбург, а Гитлер через референдум объединил этот пост со своим постом канцлера. И это уже создавало проблемы для понимания того, кто же является властью.
Исходя из конституции Веймарской республики (предшественницы Третьего рейха в 1918-33 годах), формально не отмененной до 1945-го, президент в Германии имел меньше прав, чем сейчас на Украине. Он вносил в парламент кандидатуру канцлера (но назначать его сам мог только тогда, когда в рейхстаге не было коалиции большинства) и имел право роспуска высшего законодательного органа. Всем остальным руководил канцлер.
Однако Дениц, обустроивший себе резиденцию на севере страны, в земле Шлезвиг-Гольштейн, выступил с воззванием к немецкому народу, в котором заявил, что преемником фюрера является он. В результате у многих возникло непонимание, где же находится центр власти — в Берлине или в резиденции Деница. Кроме того, были еще части, ориентировавшиеся на маршала Германа Геринга и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, каждый из которых вел самостоятельные переговоры с западными странами и не признавал ни президента Деница, ни канцлера Геббельса. Это уже было даже не двоевластие, а многовластие, не укладывавшееся в немецких головах.
Так что в условиях, когда немецкая армия была раздроблена войсками противника на отдельные части, каждая из них сама решала, кому и когда сдаваться. Берлин действительно сдался 2 мая — после того, как 1 мая Геббельс покончил жизнь самоубийством, но некоторые армии на Западном фронте сдались еще за два-три дня до этого. В то же время части на севере Германии, подчинявшиеся Деницу, капитулировали только 5 мая.
7 мая во французском Реймсе представителями Деница был подписан акт о капитуляции Германии. Вопреки общепринятому мнению, что его подписывали западные союзники без участия СССР, советский представитель там был — генерал Иван Суслопаров. Однако он не имел полномочий на подписание, и потому сделал примечание к реймскому акту о том, что впоследствии нужно подписание другого, полноценного документа о капитуляции. Который и был подписан вечером 8 мая в берлинском пригороде Карлхорсте.
Однако в обоих документах стояло одно и то же время капитуляции: 23:01 8 мая по среднеевропейскому времени, или 1:01 9 мая по московскому. Именно оно и является исходной точкой для празднования Дня Победы в тот или иной день.
Что касается окончания войны в Праге, то там немцы действительно сдались 9 мая, но это не более чем совпадение. Тем более, что война на этом не закончилась: капитуляция немецких войск в Югославии завершилась только 15 мая, а в Австрии — 17 мая.
2. Почему красное знамя над Рейхстагом стало символом Победы?
Решающей в этом вопросе стала, говоря современным языком, пиар-составляющая. Рейхстаг — немецкий парламент — в управлении Германией в 1945-м никакой роли не играл. Он даже не собирался с 1942 года.
Реальное управление государством осуществлялось из здания рейхсканцелярии на Фоссштрассе, однако к моменту взятия Берлина значительная его часть была уничтожена. Сохранился, правда, бункер во дворе рейхсканцелярии, в котором фюрер провел последние дни, однако это непрезентабельное здание было больше похоже на склад и на фотографиях впечатления не произвело бы.
Рейхстаг же находится на открытой местности и выглядит помпезно, поэтому для символической установки Знамени Победы был выбран он. Впрочем, все это не умаляет подвига красноармейцев Береста, Егорова и Кантарии, которые водрузили знамя на куполе Рейхстага, поскольку событие, действительно, происходило во время боя за здание 30 апреля 1945 года — как раз тогда, когда Гитлер совершил самоубийство.
3. На что надеялся Гитлер, сопротивляясь до последнего?
Главная мотивация немецкого вождя была в том, что он не мог и не хотел сдаваться. Да и о мире с самим Гитлером никто разговаривать не хотел. Об этом союзники еще в 1943 году договорились — никакого мира до капитуляции. Причем после капитуляции участь Гитлера была предрешена — его бы казнили за военные преступления. Поэтому никаких мотивов сдаваться у фюрера не было. И, хотя с лета 1943 года исход войны был уже ясен, он все время находил мотивацию для своей армии, чтобы избежать разговоров о капитуляции и даже о мире.
В течение целого года такой мотивацией было обещание чудо-оружия. Но речь шла не о ядерной бомбе — хотя она и разрабатывалась немецкими учеными, Гитлер не очень верил в ее эффективность. «Чудо-оружием» называли ракеты «Фау». Летом 1944-го их впервые использовали (сначала «Фау-1», потом модифицированную версию «Фау-2») против Великобритании, и тогда стало ясно, что «чудо-оружие» не решит исход войны.
А в последние месяцы нацистов подпитывала надежда на то, что СССР и его западные союзники побьют горшки и этим воспользуется Германия, став, например, союзником стран Запада против Советского Союза. Они исходили из того, что сухопутные войска США и Великобритании многократно уступают по мощи советским армиям. Поэтому единственный шанс для западных держав остановить «каток Сталина» — это войти в союз с Германией и ее вермахтом.
Отметим, что определенная логика в этих рассуждениях была. Но только англо-саксы, конечно же, не хотели ни о чем договариваться с Гитлером. И план «союза с Германией» был ими реализован спустя десять лет — когда ФРГ приняли в НАТО и создали полумиллионный бундесвер на основе всеобщей воинской обязанности. Появление этой крупнейшей в Западной Европе армии значительно исправило дисбаланс в сухопутных силах между Североатлантическим альянсом и СССР.
4. Действительно ли Прагу освободили «власовцы», а не советская армия?
После скандала с памятниками в Чехии сейчас часто обсуждается вопрос, кто на самом деле освободил Прагу в мае 1945 года — советская армия или же нацистские коллаборанты — Русская Освободительная Армия (РОА) генерала Андрея Власова. На самом деле версия о РОА только в малой степени соответствует действительности. Одна из дивизий «власовцев», действительно, участвовала в боях за Прагу против немцев, но только до 8 мая. И решающую роль не сыграла. Началось все с того, что РОА, по задумке Власова, самовольно снялась с фронта и двигалась в сторону Югославии на соединение с местными антикоммунистическими силами. Немцы отдали ей команду вернуться на позиции, но «власовцы» уже не подчинялись им.
При этом в планах у Власова не значилась помощь антифашистскому восстанию в Праге, но такой план возник у одной из его дивизий под командованием Сергея Буняченко, который таким образом хотел заслужить прощение у американцев (тогда многие ожидали, что именно они войдут в Прагу). Эта дивизия, действительно, участвовала в боях с немцами в чехословацкой столице, однако руководство восставших, не желая ссориться с наступавшей Красной Армией, через некоторое время отказалось от союза с «власовцами».
И утром 8 мая они покинули город. Отметим, что серьезной роли в освобождении Праги «власовцы» не могли сыграть в силу своей малочисленности. Одна дивизия не в состоянии была противостоять сотням тысяч немцев, войска которых были развернуты вокруг города. А освободил Прагу Первый Украинский фронт маршала Ивана Конева: в 4 утра 9 мая его войска вступили в город, а в 16:00 остававшиеся там части СС капитулировали. Так что снос памятника Коневу и установление памятника «власовцам» в Праге — это не восстановление исторической справедливости, а просто политическая акция по переписыванию прошлого.
5. Действительно ли Сталин в 1945-м опустил «железный занавес»?
Сегодня господствующей версией начала холодной войны считается та, которую в марте 1946 года озвучил бывший премьер Британии Уинстон Черчилль: сразу после войны Сталин от Адриатики до Балтики опустил железный занавес, установив в странах Восточной и Центральной Европы советскую диктатуру. Что интересно, в советской трактовке стартовой точкой для холодной войны называлась сама эта речь Черчилля. Однако на самом деле ни 1945-й, ни 1946 годы считать годами начала холодной войны нельзя.
В 1945-м из всех государств Восточной и Центральной Европы коммунисты стали правящей партией только в трех — Болгарии, Югославии и Албании, причем в последних двух это произошло без участия СССР. Более того, именно по настоятельному требованию Сталина в Болгарии и Югославии в состав правительства включили представителей некоммунистических партий. С другой стороны, коммунисты вплоть до 1947 года входили в состав правительств Италии и Франции. Так что, несмотря на трения между бывшими союзниками по войне, первые два послевоенных года холодной войной назвать нельзя.
Водоразделом стало провозглашение в марте 1947 года «доктрины Трумэна», в которой президент США объявил о стратегии «сдерживания СССР по всему миру». В этой речи Трумэн обвинил Советский Союз в навязывании тоталитарных режимов другим странам, чего на тот момент еще не было. В том же году был объявлен план финансовой помощи США странам Европы, ставший известным как «план Маршалла». Первоначально на него согласились не только западные страны, но и, к примеру, Чехословакия с Польшей, что доказывает как раз отсутствие в 1947 году «железного занавеса». Более того, в том же 1947-м возможность получения помощи по плану Маршалла рассматривали в СССР.
Однако вскоре стало известно, что финансовая помощь будет сопровождаться политическими условиями по такому же принципу, по которому сейчас сопровождаются условиями кредиты МВФ. Кстати, Международный валютный фонд был создан в 1947-м как раз для контроля за выполнением условий получения финансовой помощи. Из-за политических условий от плана Маршалла отказались не только будущие социалистические страны, но и Финляндия. А Франция и Италия, согласившиеся на него, были вынуждены вывести коммунистов из правительства. И только в ответ на эти действия Сталин, действительно, начал опускать «железный занавес», начав советизацию Восточной и Центральной Европы.
6. Почему Вятрович воюет с Днем Победы?
Заявления насчет того, что в 1944-1945 годах «одна оккупация сменилась другой» звучат сегодня и в Украине — из националистического лагеря. И не случайно у украинских националистов часто встречается нацистская символика: украинский национализм с первых лет существования ОУН (запрещенная в России организация — прим. ред.) был союзником фашизма — сначала итальянского, а с 1933 года и германского.
Потомки воинов дивизии СС «Галичина», действительно, не могут считать 9 мая Днем Победы — потому что для них это день поражения. Именно поэтому идеолог украинского национализма Владимир Вятрович пытается стереть эту дату из календаря государственных праздников. Правда, он понимает, что в стране, где 80% населения — это потомки воинов Красной Армии, сделать белое черным в один момент невозможно. Поэтому для смещения акцентов используется «европейская» версия — с переносом даты с 9 на 8 мая и с заменой празднования поминанием памяти жертв войны.
Все эти планы были официально опубликованы на сайте Института национальной памяти во времена Вятровича и не реализовались пока только потому, что Петр Порошенко проиграл президентские выборы. Но идею переноса празднования на 8 мая украинцам продолжают навязывать, хотя, как уже сказано, она не соответствует исторической правде.
7. Что в мае 1945 года делала УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.)?
Вопреки названию, Украинская повстанческая армия никогда не вела классических боевых действий ни с немецкой, ни с Красной Армией — силы были слишком неравны. Ее стихией была партизанская война: нападение на тыловые части или полицейские участки/отделения милиции с одной целью — добыть оружие. А также расправы над мирным населением — сначала над поляками, а потом и над украинцами, которые поддерживали советскую власть.
И как раз весной 1945 года, когда советские войска добивали нацистов, она развернула масштабную диверсионную войну на территории западных областей Украины, убивая представителей власти, приезжую интеллигенцию и местных жителей, идущих на сотрудничество с «Советами». Также шли нападения на небольшие отряды советских войск. В отношении немецкой оккупационной власти УПА такого террора не вела. Ее террор в 1943-1944 годах больше касался поляков — как мирных жителей, так и подполья Армии Крайовой.
К слову, УПА усилилась как раз во второй половине 1944-го за счет пополнения разбежавшимися бойцами дивизии СС «Галичина» и за счет того, что немецкая администрация, отступая, оставила украинским националистам значительные запасы вооружения. Поэтому пик активности УПА пришелся на 1945-й.
То есть Украинская повстанческая армия под конец войны выступила по факту союзницей нацистской Германии. А ее идейный вождь Степан Бандера к тому времени был выпущен из концлагеря и жил на воле под крылом у нацистов (а после 1945 года — у американцев).
8. Сколько советских граждан погибло в Великой Отечественной?
С этим вопросом, как и с датой окончания войны, существует путаница. Самая известная цифра — 20 миллионов человек, которая публиковалась во множестве фильмов, книг и статей в течение всего брежневского периода. Но первая цифра была названа еще при Иосифе Сталине — 7 миллионов человек. Считается, что Сталин специально занизил число погибших граждан, чтобы не показывать миру, что победа была достигнута благодаря огромному количеству жертв.
Но все обстояло несколько иначе: опубликованная в середине 1940-х цифра на самом деле — результат подсчета боевых потерь Советского Союза, то есть подсчета погибших в сражениях с нацистской Германией и умерших от ран бойцов Красной армии. Эта цифра даже сегодня, после всех уточнений, составляет 6,8 миллиона солдат и офицеров. Правда, чаще фигурирует цифра 8,7 миллиона военнослужащих — но это уже с учетом 1,9 миллиона солдат и офицеров, погибших в плену.
Что касается общих потерь СССР, то при Сталине их не публиковали из соображений секретности — поскольку считалось, что американцы смогут, исходя из этих данных, скорректировать свою оценку советского военно-промышленного потенциала. Поэтому общее число погибших советских граждан — 20 миллионов — было названо только в 1959 году — уже Никитой Хрущевым. Но при Михаиле Горбачеве в конце 1980-х возникла третья цифра — 27 миллионов (если точнее, 26,6 миллиона).
Что касается собственно военных потерь СССР и его противников, то они сопоставимы: 8,7 миллиона советских военнослужащих и 7,1 миллиона немцев и их союзников. При этом нужно учесть, что в советском плену погибло гораздо меньше вражеских солдат и офицеров, чем в немецком.
9. Когда Советский Союз начал праздновать День Победы?
8 мая 1945 года, когда Сталин уже знал, что вечером будет подписана капитуляция, президиум Верховного Совета СССР издал указ об объявлении 9 мая Днем Победы и нерабочим днем. И таким он оставался в течение двух лет — 1946-го и 1947-го. Но 23 декабря 1947 года тот же президиум издал другой указ, согласно которому 9 мая стало рабочим днем. Почему Сталин принял такое решение, никто сказать не может. Официальное объяснение есть в том же указе: отменяя нерабочий день 9 мая, он ввел выходной 1 января, которое до этого было рабочим днем.
А тогда власть к выходным относилась очень экономно: существовала официальная шестидневная рабочая неделя по 8 часов, а нерабочими были только 7 дней: в 1948 это Новый год, День памяти жертв кровавого воскресенья (отменен с 1951-го), 1-2 мая, 7-8 ноября и День Конституции (5 декабря). Причем (и это помнят все, кто жил в СССР), если праздники приходились на выходные, то никто их не компенсировал. В том же 1948-м на единственный выходной — воскресенье — выпали 2 мая, 7 ноября и 5 декабря, так что власть потеряла только 4 нерабочих дня.
Конечно, экономия рабочего времени — слабая версия. Если бы Сталин действительно ценил День Победы, то мог бы ради Нового года пожертвовать Кровавым воскресеньем или 2 мая.
Автор ряда сенсационных книг о Второй мировой Виктор Суворов опубликовал версию, согласно которой Сталин отменил празднование Дня Победы потому, что не считал, что война закончилась победой Советского Союза: мол, он не завоевал всю Европу, а потому социализм был вынужден сосуществовать рядом с капитализмом и был обречен на поражение. Версия красивая, но нелепая. Получается, что в 1945, 1946 и 1947 годах Сталин считал, что победил, а потом вдруг перестал так считать.
Есть другая версия: в 1947-м в опалу попал маршал Георгий Жуков, и праздник отменили, чтобы не напоминать о его героических деяниях времен войны. Но и она не учитывает одного факта: в 1945-1947 годах выходным было не только 9 мая, но и 3 сентября — День Победы над Японией, который тоже был отменен. А к этой победе Жуков отношения не имел.
Более вероятна третья версия: в 1947-м началась холодная война с Западом. И Сталин не хотел лишний раз напоминать народу о тех временах, когда СССР и США были союзниками. Так или иначе, но 9 мая в течение 17 лет отмечали после окончания рабочего дня. Лишь в 1965-м, сразу после снятия Никиты Хрущева, День Победы объявили выходным днем.
К власти в СССР пришло поколение во главе с Леонидом Брежневым, которое воевало на фронтах Великой Отечественной, а революцию пережило в детском возрасте. Поэтому День Победы постепенно начал перемещаться в списке праздников на первое место, оттесняя 7 ноября.