Площадь у Белорусского вокзала в Москве практически пуста — если не считать пары человек, одетых в ярко-желтую или ярко-зеленую форму. Это курьеры, доставляющие жителям города еду из ресторанов или продукты из супермаркетов.
«Из-за вируса мы теперь работаем бесконтактно: доставляем груз до двери квартиры, отходим на пару шагов назад и ждем, пока клиент заберет товар», — рассказывает Иламан, работающий в Delivery Club, крупной компании, занимающейся доставкой еды из ресторанов. 22-летний молодой человек стоит посреди площади и ждет следующего заказа вместе с коллегами. Большинство курьеров — приезжие из среднеазиатской Киргизии.
Гастарбайтерам, как их называют в России, часто приходится нелегко. Некоторые местные жители смотрят на них свысока, иногда доходит до откровенно расистских выходок. «Русские относятся к нам, как правило, нормально. Но не всегда — иногда бывает и по-другому», — признается Исмаил.
Но сейчас, во времена кризиса, вызванного коронавирусом, курьеры впервые добились настоящего признания. Газета «Ведомости» недавно написала, что курьеры очень важны для запертых по домам москвичей: они — «живое доказательство, что жизнь снаружи все еще существует». Одна жительница Москвы, из-за коронавируса практически не покидающая квартиру, выразила, пожалуй, общее мнение: «Без курьеров мне пришлось бы тяжко. Они привозят мне все, что нужно». Редкая похвала в адрес людей, которые обычно остаются незаметными в сверкающей огнями российской столице.
Молодые люди на площади Белорусского вокзала признаются, что их работа не из легких. «Мы работаем по 14 часов в день, иногда даже до 20 часов — зависит от ситуации», — говорит Иламан. В месяц он зарабатывает сумму от 800 до 900 франков в пересчете на швейцарскую валюту (примерно от 60 000 до 68 000 рублей).
Значительную часть этих денег он отправляет на родину, как и большинство его земляков. Средняя Азия когда-то была частью Советского Союза. Теперь она состоит из независимых стран, но они в большинстве своем очень бедны. Для многих молодых людей единственная возможность заработать — отправиться гастарбайтером в Россию. Там они выполняют работу, на которую не идут местные жители: водят такси, убирают улицы или помещения, доставляют товары в качестве курьеров.
С чисто финансовой точки зрения «коронакризис» особых дополнительных денег не принес, говорят Иламан и его товарищи. В целом, отрасль электронной коммерции бьет рекорды по прибылям, но ведь растет не только количество заказов, но и количество курьеров: многочисленные официанты, строители и таксисты, потерявшие работу из-за кризиса, вынуждены «перепрофилироваться».
Разговаривая с нами, курьеры у Белорусского вокзала постоянно заглядывают в свои смартфоны и один за другим прощаются, отправляясь за новым заказом.