Nowa Konfederacja (Польша): «Балтик пайп» — слишком поздно исполнившаяся мечта

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пандемия коронавируса привела к снижению спроса и цен на газ, между тем Польша начинает реализацию проекта «Балтик пайп». Потребуются ли он Европе, ведь конкуренция и так высока, и Польша явно отстает от российско-германского тандема? Проект «Балтик пайп» может и неплох для Польши, но ей придется осознать существующие риски.

Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса, компания Газ-Систем" сообщила о заключении договора на строительство подводного участка газопровода «Балтик пайп» с итальянским концерном «Сайпем». Начинается очередной этап претворения в жизнь одного из ключевых проектов польского руководства. Усилия, вложенные в продвижение концепции газового коридора, который начинается на норвежских месторождениях в Северном море, проходит через территорию Дании и заканчивается в Польше, несомненно, принесли ожидаемый результат, доказательством чего служит хотя бы тот факт, что сейчас ни одна влиятельная политическая сила не ставит под вопрос целесообразность этой инвестиции.

Отставая на несколько шагов от Германии и России

Так было не всегда. Планы по созданию этого транспортного коридора входили в стратегическую концепцию президента Леха Качиньского (Lech Kaczyński), нацеленную на обретение независимости от поставок российских энергоносителей. К сожалению, споры между основными политическими партиями и отсутствие конкретных шагов со стороны правительства Дональда Туска привели к тому, что начало реализации этой инвестиции отложили. Лишь после 2015 года благодаря решимости и активной деятельности уполномоченного правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского (Piotr Naimski) Польше удалось не только возродить проект, но и получить возможность отказаться в 2022 году от продления Ямальского договора с Россией, а таким образом обрести полную свободу от импорта сырья с российского направления.

Эти воодушевляющие новости, однако, в какой-то степени затмил тот факт, что принадлежащее Газпрому судно «Академик Черский» взяло курс на Германию, где оно займется завершением укладки морской части «Северного потока — 2». Хотя из-за введенных США санкций против задействованных в проекте компаний россияне уже на несколько месяцев отстают от изначального графика, можно предположить, что недостающие 100 километров газопровода в ближайшем будущем будут достроены. Так что, несмотря на соответствующее польским интересам решение Суда Европейского союза от сентября 2019 года по газопроводу OPAL (сухопутному продолжению «Северного потока), отказ немецкого регулятора вывести «Северный поток — 2» из-под действия Третьего энергетического пакета и проблемы с финансированием инвестиции, на рубеже 2020-2021 году газопровод введут в эксплуатацию.

Хотя Польша и предпринимает усилия по созданию собственной газовой инфраструктуры, она все равно продолжает на несколько шагов отставать от немецко-российского тандема. Интересно, как выглядела бы ситуация нашей страны, если бы правительство Лешека Миллера (Leszek Miller) в 2003 году демонстративно не разорвало заключенное еще Ежи Бузеком (Jerzy Buzek) первое соглашение с Данией и Норвегией о строительстве Балтийского газопровода?

Бесполезная инфраструктура

Однако вопрос, который в связи с уже наметившимся экономическим спадом напрашивается в первую очередь, касается не того, чей газопровод появится раньше, а того, нужны ли Европе такие объемы газа.

Следует напомнить, что в конце 2019 года было также завершено строительство «Турецкого потока», а снижение цены на сжиженный газ привело к открытию в Европе 20 СПГ-терминалов. Уже несколько месяцев назад многие эксперты начали говорить о том, что объемы европейского рынка газа преувеличены, а мощности части новой инфраструктуры не удастся использовать в полной мере.

На это накладывается пандемия коронавируса, которая привела к значительному снижению спроса на голубое топливо. На биржах газовые цены удерживаются на таком низком уровне, какого давно не наблюдалось, а газохранилища во всех странах ЕС остаются заполненными.

Сейчас сложно оценить, каким будет фактический спрос на газ после завершения пандемии, однако, новая транспортная инфраструктура при сниженном уровне его потребления наверняка не сможет выдержать внутриевропейской конкуренции без политической поддержки отдельных государств. В связи с этим в Германии все чаще звучат идеи об использовании природного газа для производства водорода, который называется в энергетической стратегии наших западных соседей топливом будущего. В свою очередь, Европейская комиссия планирует отказаться от финансирования газовых инвестиций, которые не вносят непосредственный вклад во внедрение концепции Европейского зеленого курса.

Что дальше?

Польскому руководству следует обратить внимание, что над газовым топливом сгущаются тучи, и заняться серьезным анализом наших стратегических приоритетов в этом аспекте. Увлекшись возможностью активно формировать свой энергетический рынок, мы можем начать движение к целям, которые не соответствуют сегодняшним реалиям, и это вызывает тревогу. Лучшей иллюстрацией служит здесь немецкий энергетический микс 2019 года и та структура энергетики, которой хочет добиться Польша к 2040. Примечательно, что выглядят они тревожно похожими. Для Германии показатели следующие: возобновляемые источники энергии — 40,21%, газ — 14,43%, уголь — 27,84%, атомная энергетика и прочие источники — 17,53%. Для Польши: возобновляемые источники энергии — 34%, газ — 16%, уголь — 32%, атомная энергия — 18%. Можно лишь задать себе вопрос, не приведет ли опора на такие планы к ситуации, в которой мы бесконечно будем пытаться догнать лидеров, лишь следуя их путем?

Означает ли вышеприведенный пример, что газопровод «Балтик пайп» не имеет смысла? Ничуть. Он стал результатом устремлений нескольких поколений политиков, которые следует в полной мере подержать. В этом конкретном аспекте Польша превратится из наблюдателям в активного участника политической игры. Однако оптимальное использование строящейся транспортной инфраструктуры станет непростой задачей, с которой нужно будет справиться нашей стране. Возможностей для импорта газа в Европу становится больше, между тем спрос на это топливо на фоне экономического спада может значительно снизиться. Насколько успешно нам удастся распространять в европейских странах сырье, которое окажется в нашем распоряжении, зависит в таких обстоятельствах прежде всего от эффективных действий государства.

Следует также помнить, что макроэкономическая ситуация и технологии продолжают меняться. Уже сейчас наши западные соседи предполагают, что в ближайшие годы обычным явлением станет использование водорода, хранилищ энергии и малых ядерных реакторов. Возможно, тогда «Северный поток — 2» будет казаться уже не таким страшным, а «Балтик пайп» — не таким важным.

 

Обсудить
Рекомендуем