T24 (Турция): наш новый сосед у берегов Тигра — Россия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Поводом для публикации стала новость о том, что российские военные во время патрулирования продвинулись до сирийской деревни, расположенной на берегу Тигра. Масло в огонь подлил небезызвестный Сирийский центр мониторинга, который сообщил, что Москва планирует создать базу недалеко от самой восточной точки сирийско-турецкой границы.

В то время как в сирийской войне все внимание обращено на северо-запад страны, и политические наблюдатели сосредоточены прежде всего на трассе М4 и напряженности там, несмотря на режим прекращения огня, на северо-востоке тоже происходят не менее важные события. Пожалуй, самым важным из них стало то, что военные российской армии, осуществляющие патрулирование вдоль границы с Турцией, впервые за почти 10 лет войны достигли пограничного стыка между Турцией, Сирией, Ираком и реки Тигр.

В материале, опубликованном российским телеканалом, вещающем на арабском языке, сообщается, что российский военный конвой, начавший патрулирование из международного аэропорта Камышлы, который находится под контролем войск сирийской армии, под прикрытием с воздуха, продвинулся до восточной границы Сирии и провел патрулирование до деревень на берегу Тигра к востоку от района Маликие (Дерик).

А в сообщении издания «Аль-Масдар» отмечается, что российские военные проследовали и через деревню Каср аль-Диб, после чего достигли пограничного пункта Айн Дивар (Чавушкёй), расположенного к югу от Джизре, недалеко от самой восточной точки сирийско-турецкой границы. Также подчеркивается, что российские военные во время патрулирования продвинулись до деревни Зухайрия, в 17 километрах к востоку от Маликие.

Деревня Зухайрия на берегу Тигра находится прямо напротив турецкой деревни Бостанджи (Рихани) в районе Силопи провинции Ширнак. Зухайрия расположена всего в 10 километрах от места соединения реки Хезиль с рекой Тигр, где в то же время находится пограничный стык между Сирией, Турцией и Ираком.

Пограничный пункт Айн Дивар (Чавушкёй) закрыт со стороны Турции. По последним известным данным, этот пункт находился под контролем «Демократических сил Сирии» (SDG).

Тем временем Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщил, что российские военные создадут новую военную базу в деревне Каср аль-Диб, куда они прибыли 29 мая.

На северо-востоке растет напряжение

Последние события показывают, что в дальнейшем на северо-востоке Сирии американские и российские военные могут чаще сталкиваться друг с другом и возможны некоторые всплески напряженности. В районах близ Маликие на северо-востоке страны часто осуществляют патрулирование и американские военные, которые в последнее время существенно усилили присутствие в регионе. Американские военные, находящиеся в районах под контролем SDG, периодически преграждают путь российским военным, желающим добраться до населенных пунктов с нефтяными месторождениями близ Румейлана в провинции Хасака

На территориях в пределах района Маликие в пограничном треугольнике между Турцией, Ираком и Сирией находится большое количество действующих нефтяных скважин, эксплуатируемых SDG / Отрядами народной самообороны (YPG). Объявив о намерении усилить свое военное присутствие на нефтяных месторождениях в Сирии в конце октября прошлого года, США с тех пор укрепляют свои военные позиции как в Хасеке, так и в провинции Дейр-эз-Зор. Особенно с января этого года американцы пытаются помешать России, в значительной степени господствующей на западе страны, обрести влияние на востоке от Евфрата и в данных регионах. А это сопровождается некоторой напряженностью.

15 января российская армия направила в регион конвой с целью создания военного наблюдательного пункта близ нефтяного месторождения Румейлан, где также находится авиабаза США. Конвою из порядка 60 машин, отправившемуся из Тель-Тамра, американцы преградили путь в центре района Камышлы. Не сумев попасть в регион, конвой изменил маршрут и вместо населенного пункта Румейлан в районе Маликие направился в аэропорт Камышлы, контролируемый войсками сирийской армии.

Ситуация на восточном участке трассы М4

Москва, обеспокоенная тем, что США укрепляют свое господство над нефтяными месторождениями вместо того, чтобы покинуть районы, которые они держат под контролем в Сирии, считает крайне важным создание коридора безопасности, простирающегося с запада на восток на севере Сирии, а для этого необходимо контролировать стратегически важную автотрассу М4, соединяющую восток и запад страны. Эта международная трасса протяженностью 682 километра берет начало в городе Латакия на берегу Средиземного моря и тянется до иракской провинции Мосул.

22 октября 2019 года между Турцией и Россией был подписан меморандум о взаимопонимании относительно востока от Евфрата. В соответствии с условиями соглашения российская военная полиция и сирийские пограничные силы смогли войти в пограничный регион на востоке от Евфрата, между Тель-Абьядом и Рас-эль-Айном, за пределами района операции «Источник мира». К тому же это соглашение обеспечило отвод сил YPG вместе с вооружениями за 30 километров от турецкой границы.

Однако, несмотря на то что Россия получила такую возможность, она не смогла патрулировать и контролировать участок трассы М4 к востоку от Камышлы из-за препятствий со стороны сил США и была вынуждена использовать второстепенные дороги к северу от нее (автотрассы номер 6 и 716).

Между тем на участке международной трассы М4 к востоку от Евфрата произошло важное событие. 80-километровый участок трассы между городами Тель-Тамр и Айн Иса был вновь открыт для движения транспорта после восьми месяцев перерыва. Для безопасного открытия участка пути между SDG и сирийским правительством было достигнуто соглашение при участии России в качестве гаранта, а наряду с этим между Москвой и Анкарой долгое время шли переговоры.

После принятия решения об открытии пути утром в понедельник (25 мая) на трассу выехали первые транспортные средства. В соответствии с достигнутым соглашением колонны транспортных средств смогут проезжать по дороге четыре раза в день. Колонны будет сопровождать российская военная полиция. Кроме того, каждый день, кроме пятницы, российская военная полиция также будет осуществлять патрулирование на трассе для противодействия возможным провокациям.

«По турецким военным ударили туркестанские джихадисты»

Западная часть трассы М4 пока не может быть достаточно защищена и открыта, несмотря на соглашение, достигнутое между Москвой и Анкарой, и предпринимаемые усилия. Джихадистские группировки, которые создают напряженность в регионе, препятствуя совместным патрулированиям ВС Турции и российской военной полицией, прекратили сидячие акции протеста и митинги на трассе. Однако в регионе все равно сохраняется напряженность. Некоторые радикальные группировки, несмотря на давление Анкары, не желают видеть российских военных в регионе. В прошлую среду, 27 мая, в результате взрыва самодельного устройства, заранее заложенного на дороге, во время прохождения конвоя ВС Турции по М4 один турецкий военнослужащий погиб. Утверждалось, что взрыв произошел 27 мая, примерно в 10:40, в районе поселения Инкзик к западу от города Джиср эш-Шугур. Некоторые военнослужащие получили осколочные ранения. Глава российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии Олег Журавлев заявил, что ответственность за произошедшее несут действующие в регионе боевики организации «Исламская партия Туркестана» (запрещена в РФ — прим. ред.), в которую входят джихадисты — выходцы из Средней Азии. Анкара пока не сделала подробного заявления на этот счет.

Таким образом, на данном этапе наблюдается следующая картина. В то время как на северо-западе Сирии местные жители одобряют установление Анкарой военного контроля над дорожными путями в регионе и говорят, что российские военные должны покинуть регион, на северо-востоке — прямо противоположная ситуация. Там часть местных жителей зажигает зеленый свет российским военным и считает, что турецкие военные должны уйти из региона. И в том, и в другом регионе проводятся акции протеста с данными требованиями.

С обеих сторон продолжается наращивание сил

Несмотря на то что режиму прекращения огня в Идлибе, о котором Турция и Россия договорились 5 марта, исполняется три месяца, ВС Турции продолжают укреплять свои силы в регионе. Сообщается, что в минувшую субботу, 30 мая, еще один военный конвой из 40 машин пересек границу через погранпункт Кефер Лусин и достиг Идлиба. Среди перевезенных конвоем вооружений, как утверждается, также были самоходные артиллерийские установки М107 американского производства с 175-миллиметровой пушкой и максимальной дальностью 32 километра, с помощью которых можно обеспечить огневую поддержку войск в регионе с дальнего расстояния.

По имеющимся оценкам, количество единиц турецкой военной техники, переброшенных в «зону деэскалации» с момента вступления в силу последнего режима прекращения огня, достигло 3780. По данным активистов Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, количество военных машин, доставленных Анкарой на территорию Сирии со 2 февраля, составило 7090. А количество турецких военных, размещенных за это же время в мухафазах Идлиб и Алеппо, достигло 10040.

Вместе с тем оппозиционный «Алеппо медиацентр» (Halep Medya Merkezi) по своим каналам в социальных сетях сообщил, что ВС Турции разворачивают систему противовоздушной обороны на холме Наби Аюб — в одной из самых высоких точек в Идлибе. Возможно, системы противовоздушной обороны размещаются в регионе для обеспечения эффективной защиты от воздушных ударов сирийской авиации, о чем Анкара давно предупреждала.

С другой стороны, также отмечается, что сирийские военно-воздушные силы получили от Российской Федерации партию многоцелевых истребителей МиГ-29. Как сообщило информагентство «Фарс», истребители российского производства, полученные в рамках соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанного между Дамаском и Москвой, были переданы сирийской армии в ходе церемонии, состоявшейся на базе Хмеймим в городе Латакия.

Вместе с тем сообщалось и о проследовавшем через проливы к Средиземному морю корабле «Спарта II», принадлежащем российской компании «Оборонлогистика», работающей в сфере военной логистики. На корабле, который, как ожидалось, будет разгружен в сирийском порту Тартус, наряду с большим количеством оружия и боеприпасов, также транспортировались военные грузовики модели «ГАЗ-66» для сирийской армии.

Обсудить
Рекомендуем